Наталья Максименко
Музейная педагогика в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Казалось бы, такая обыденная вещь, как хлеб, богата не только историей, но и легендами, сказками. Такой музей мы создали и в нашем детском саду. Его концепция состоит в доступности наследия предков. Возможности активного, свободного, самостоятельного изучения материалов, участия в развитии музейной экспозиции.
Публикация «Музейная педагогика в ДОУ» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
За учебный год дети неоднократно посещают этот музей. Используют его материалы на занятиях других тематик. Здесь можно найти справочные материалы, художественное слово, увидеть тему хлеба глазами художников, о роли хлеба в экономике разных стран, увидеть развитие производства хлеба в истории страны, узнать о профессиях людей изготавливающих этот продукт. Современный цикл производства хлеба представлен на панораме. Также в музее размещены материалы о растениях, из которых готовят хлебобулочные изделия.
Задание : Выберете для себя самый интересный экспонат.
Почему вы остановили выбор именно на нем? (мнения зрителей)
Это один из способов активировать внимание детей.
Сегодня нам с вами предстоит решить много задач, что бы соответствовать требованиям которые нам предъявляют государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Принятый с 01.01. 2013 года образовательный стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы:
1. поддержки разнообразия детства;
2. сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
3. полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
4. создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
5. содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
6. приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
8. учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Кроме четкого знания методик, нам необходимо быть очень коммуникабельными, супер эрудированными, информационно и технологически грамотными. Занятия теперь необходимо выстраивать по новому, интегрируя разные виды деятельности, разные задачи, разные науки.
построенные на основе интеграции занятия нестандартны, интересны. Использование различных видов деятельности, поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Позволяют раскрыть значительные педагогические возможности педагога, ощутимо повышают познавательный интерес детей, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Наш коллектив решил освоить интеграцию на уровне разных видов детской деятельности. Работа над обогащением, развитием предметной среды стала неотъемлемой частью такой работы. В ходе многочисленных проектов, которые реализовывались в группах, стали появляться дидактические и игровые материалы, которые необходимо было систематизировать и где-то хранить. Так пришла мысль создавать мини музеи в группах. Это оказалось хорошим подспорьем в других формах работы. В своей работе мы периодически возвращались к уже созданным музеям, ходили в группы друг к другу. Таким образом мы подошли к музейной педагогике. Изучая труды ученых по этому вопросу мы выяснили, что музей - это не то учреждение, куда люди ходят в обязательном порядке, как, например, в школу или на работу. Для того чтобы у человека возникло желание вновь прийти в музей, он должен получить от его посещения положительные эмоции и остаться "Под впечатлением".
Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Так, М. Ю. Юхневич относит к числу базовых форм культурно-образовательной деятельности музея десять следующих : экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания, клуб (кружок, студия, конкурс (олимпиада, викторина, встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс, праздник, историческая игра [25].(материал с другого сайта)
В нашем ДОУ мы реализуем такие формы работы в музее : беседа, рассматривание, чтение, конкурс, праздник, историческая игра, игры-развлечения, игры-путешествия, игры- упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений
и т. д.)
Специфика процесса познания в музейной среде заключается в том, что человек постигает окружающий мир на основе подлинников, являющихся отражением содержания этого мира как с помощью собственного опыта, так и научных формул, нравственных норм, художественных образов. Придавая мобильность и вариабельность его психике, они обеспечивают ему возможность деятельности и общения на качественно новом уровне. Так нами был разработан перспективный план тематических посещений музеев, для каждой возрастной группы.
Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные виды работы перечисленные выше, а также : Изготовление технологических карт опытов и экспериментов, схемы процессов, явлений, изобразительные работы по мотивам музея, модели экспонатов.
Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ.
Первый этап- «Планирование».
Выбор темы, места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления,
Второй этап- "Подготовительный"
Сбор экспонатов, оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, разработка форм работы с экспозициями мини-музеев, разработка ознакомительной экскурсии, разработка конспектов мероприятий с использованием экспозиций мини-музея.
Третий этап, практико - ориентированный.
составление методических рекомендаций для родителей и педагогов, выработка правил поведения с детьми, изучение паспорта музея, систематизация коллекций, работа с экспонатами (реставрация, маркировка, беседы)
Четвертый этап, популяризационный - Представление мини-музеев детям и педагогам других групп.
Пятый этап- деятельностный использование средств и экспонатов мини-музея в тематической деятельности групп.
Вместе с ребятами были разработаны наглядные знаки поведения в мини-музеях :
Музейная технология –это одни из методов проектной деятельности, которая включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Мы пришли к выводу, что музейная педагогика, как технология позволяет нам выполнять основные требования государственного стандарта.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выдержка)
• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.