Чмутова Ольга
Музейная педагогика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше: через колыбельные песни, частушки, потешки, игры — забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Публикация «Музейная педагогика в детском саду» размещена в разделах
Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций — воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребен-ка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей спе-цифики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, ока-зывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. С. Карпинская, Н. Б Халезова, 3. А. Богатеева, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества по-буждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру пре-красного, развивает художественно-творческие способности детей, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
Для этого есть много разнообразных способов и приемов. Чтобы активизировать у детей желание творить, мы использовали в своей работе «Музейную педагогику».
Музей для взрослого – это место, где хранятся поистине бесценные культурные ценности, а для малыша это, прежде всего мир пока неизвестных ему вещей.
Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть наша задача. Музеи, коллекция которых, настолько разнообразны и уникальны, что могут стать для дошкольников интереснейшим путешествием – открытием целой вселенной.
При первом посещении выставок педагоги сталкиваются с неожиданной проблемой – растерянностью детей. И это естественно: за свою жизнь они вряд ли могли видеть такое множество разнообразных экспонатов, картин.
Перед первой экскурсией надо создать ситуацию радостного ожидания, предупредив детей, что это новая игра. Возможностей посещать музеи и галереи мало, так как они находятся от нас далеко. Но мы в свою очередь постарались создать в группе возможность соприкоснуться детям с прекрасным. Это организация мини – музея, созданного воспитателями и родителями, включающего поэтапную работу:
1 этап – выявление значимости тематики выставки для творческого развития детей;
2 этап – организация выставки. Сотрудничество с родителями и их активная роль в этом процессе позволяет разнообразить мини – музей, сплотить и разделить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании прекрасного вокруг детей;
3 этап – презентация – «День музея». Экспонаты в мини – музее доступны непосредственному восприятию детей. У детей формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивается одним днем, и дети могут самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп;
4 этап - занятия по закреплению впечатлений от увиденного. На них дети выражают свое эмоциональное отношение: рисуют, лепят, делают поделки;
5 этап – обсуждение тематики новой выставки.
Организация мини-музея - это праздник искусства, встречу с которым готовят и с нетерпением ждут взрослые и дети. Посещая выставки, дошкольники получают возможность соприкасаться с прекрасным, испытать радость от красоты изделий народных мастеров, музыки и художественного слова.
Примерный план кружка «Музей и дети»
(подготовительная группа)
Октябрь – «Золотая хохлома»
Цель: Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи, дать представление о цветовой гамме, учить находить характерные особенности, развивать эстетическое восприятие предметов народного промысла.
Ноябрь – «Голубая гжель»
Цель: Расширять знания об истории гжельского промысла, учить выделять характерные особенности, формировать эстетический вкус.
Декабрь – «Матрешки»
Цель: Познакомить с народной игрушкой –матрешкой. Дать представление о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Обратить внимание на ее яркость, нарядность, составные элементы.
Февраль – «Тагильский поднос»
Цель: Расширять знания об истории Уральского промысла, учить выделять характерные особенности, формировать эстетический вкус.
Март – «Выставка кукол»
Цель: Познакомить детей с понятием "музей кукол". Развивать представление о коллекции на примере народной игрушки. Привить детям любовь и бережное отношение к куклам.
Апрель – «Жостово»
Цель: Продолжать знакомить с народным искусством на примере творчества мастеров Жостово, воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь окружающего мира и произведений народного искусства.
Май – «Ярмарка»
Цель: Показать красочность и яркость изделий народных мастеров. Учить находить сходства и различия разных народных промыслов, характерные черты.
В мини - музеях любят работать и дети, и педагоги, и родители. Они с большим удовольствием откликались на предложение помочь подготовить выставку в мини-музее, найти художественный материал: стихи, загадки, потешки. Вместе обсуждали тематику предстоящих экспозиций, активно собирали экспонаты. Совместно с детьми и родителями мы создали такие выставки: «Золотая хохлома», «Матрешки», «Коллекция кукол», «Голубая Гжель», «Тагильский поднос».
Наш край издавна славится лаковой росписью. Это кропотливый и долгий процесс превращения от черного полотна подноса в художественное изделие. Шире познакомить детей с красотой изделий мастеров Урала позволила выставка «Тагильский поднос».
Для обогащения опыта родителям предлагали познакомиться с материалом в рубрике «Интересно». Им предлагали следующие темы: «Дымковская игрушка», «Матрешка», «Кукла», «Хохлома». Этот материал предлагался родителям параллельно с выставкой детских работ. Родителей призывали бережно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду влияет на формирование личности и возможностей для его творческого развития. Давая ребенку определенные знания, представления и возможность соприкоснуться с искусством в повседневной жизни, побуждаем его к деятельности и творческому применению знаний и умений, формируем национальное самосознание, развиваем любознательность, художественное восприятие, приобщаем к миру искусства, воспитываем патриотические чувства через социокультурную среду мини – музея.