Наталья Горина
Консультация «Музейная педагогика в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Нижний Новгород— город музеев.
Методом анкетирования мы выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Многим папам и мамам просто не приходит в голову такая идея.
Решили привлечь внимание родителей к этому вопросу через создание мини-музеев на базе группы в детском саду. Мы приняли решение создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях и мини-музей в макросреде сада.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Так как группа долгое время работала в рамках экспериментальной площадки по теме использования здоровьесберегающих технологий на основе краеведения, было выбрано место для мини-музея в уголке краеведения.
Вначале воспитатели вместе с родителями определяли тему и содержание мини-музея.
Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать об экспозиции. Желающие становились экскурсоводами.
После предварительно проведенной работы в группе родители и дети с интересом подключились к сбору экспонатов для музея. Важно, что в их создании принимали участие не только сами ребята, но и их семьи. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - это пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор.
В нашем мини-музее предметы можно трогать, рассматривать и даже играть. Эта особенность привлекает детей, у них проявляется интерес, а значит, обучение становится более эффективным.
Основное назначение нашего мини-музея – развивающее : дети знакомятся с историей русского костюма, нижегородскими промыслами, учатся играть с ними, сочиняют сказки о них, отгадывают загадки.
Наши коллекции постоянно меняются, в зависимости от тем и интересов детей.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям. Внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Педагоги знакомят детей с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. Необходимо, чтобы дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах.
Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы были заменены игровыми заданиями: "Дорисуй картинку", "Одень героя", «Собери картинку» и т. д.
Мини-музей детского сада продолжает обновлять свои экспозиции. Следуя нашему примеру, другие группы детского сада тоже стали открывать мини-музеи, близкие и понятные каждому ребенку.
Это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за свою группу, семью и малую Родину.