Юлия Кияметдинова
Музейная педагогика в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная партнерская деятельность по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе
«Об истории деревни Таширово»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проектировочный компонент
Цель: формирование представлений о малой родине и социокультурных ценностях своего народа.
Задачи: 1) формирование элементарных представлений об истории родного края (деревни Таширово»;
Публикация «Музейная педагогика в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
2)формирование об официальных символах поселения Ташировское (флаг, герб);
3) формирование предпосылок к становлению эстетического отношения к окружающему миру (малой родине);
4) развитие навыков хорового пения с музыкальным сопровождением;
5) развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Материалы к занятию: флаг и герб деревни Таширово, видеопрезентация «Моя малая Родина-деревня Таширово», фотографии к рассказу об истории Таширова в хронологическом порядке.
Предварительная работа : экскурсия по родной деревне, организация выставки детских рисунков в группе «На улицах родного края» и «Моя деревня», беседа «Дома на улицах нашей деревне», разучивание стихов и песен о родине.
Организационный компонент
Дети входят в зал, где представлена экспозиция мини-музея деревни Таширова, в сопровождении воспитателей и родителей. Их встречает педагог-экскурсовод.
Педагог : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Владимировна. Сегодня я приглашаю вас в музей и буду вашим экскурсоводом.
- Скажите, пожалуйста, кто из вас уже был в каком-либо музее и что вы там видели? (выслушиваются ответы детей)
- Да. Музеи бывают разные. В них могут быть представлены разнообразные экспозиции картин, исторических ценностей, костюмов, древних животных.
Мы же с вами сегодня побываем в музее, который посвящен истории нашей деревни Таширово.
Позвольте мне начать свой рассказ со своего стихотворения «Мое родное Таширово»
Моё родное Таширово-
Большое древнее село.
Его люблю я без сомненья,
И так мне дорого оно!
Его леса, речушка, поле
Все так милы и без прекрас.
Сказать могу я вам без фальши,
Что в сказке мы живем сейчас.
Здесь каждый кустик, камень, ветка
Несут историю времен.
Турист из точки отдаленной,
Признаться, будет удивлен.
Мое родное Таширово -
Князей Голициных удел.
А раньше Вятичи здесь жили,
По речке пароход ходил.
Здесь были схватки боевые
С наполеоновской ордой,
Бойцы здесь голову сложили
В боях с фашисткою чумой.
Историю храним мы свято.
Её забыть мы не должны!
Чем Таширова биография богата,
Пусть знают жители моей страны!
Педагог : -А что вы знаете о нашей деревне?
-Что интересного и запоминающегося есть в нашей деревне?
- Может вам что-то интересное рассказывали ваши бабушки и дедушки? (педагог выслушивает ответы детей и обобщает их).
-Молодцы, ребята. Спасибо за активную беседу. А теперь я расскажу вам о деревне Таширово как историческом месте. (педагог обращает внимание детей на стенд с фотографиями, расположенном в хронологическом порядке)
-Родина для человека начинается там, где он родился и живет. Это место называют «малой Родиной». Для нас малой Родиной является деревня Таширово. Таширово имеет древнюю и богатую историю происхождения.
Первые жители на земле, где сейчас располагается наша деревня, появились много тысяч лет назад. Это были славянские племена – Вятичи. (показать фотографию вятичей в народной одежде)
Это были люди высокого роста, темноволосые, стройные и очень храбрые. Свои жилища вятичи строили по берегам реки. (показать фотографию прируслового расположения поселения вятичей)
Основным занятием древних жителей было сельское хозяйство. Люди возделывали пашни, выращивали овощи, разводили скот. (показать фотографию с работающими людьми на земле)
Древние земли нашей деревни, как и все земли Древней Руси разорялись и грабились врагами. Но шло время, славянские племена объединялись. Так образовалось Московское государство, куда стало входить наше Таширово. Более активно стало развиваться сельское хозяйство. Село поставляло в Москву лук, орехи, конопляное масло.
В давние времена символом поселения была церковь. И в 17 веке князь Андрей Голицын на собственные деньги возводит на территории Таширова церковь, которую стали называть «Покровская церковь». (показать портрет князя А. Н. Голицына)
В последствии этот храм был разрушен и вновь восстановлен уже в наши дни. (показать фотографию современной Покровской церкви в Таширово)
В годы Великой Отечественной войны (в 1941 году) по территории поселения Ташировское проходила линия обороны Москвы от фашистских захватчиков. Бойцы красной армии ценой своей жизни отстаивали каждый клочок нашей земли.
Здесь шли ожесточенные танковые бои, активно действовали партизанские отряды. Многие не вернулись тогда с той войны. Не случайно на территории нашей деревни есть братская могила – мемориал в честь павших русских солдат. (показать фотографию мемориала в Таширово)
Сейчас деревня Таширово является центром поселения Ташировское, куда входят много других деревень. Большую часть нашей деревни занимают пашни и леса, богатые приодными дарами.
И, чтобы вы немного отдохнули, приглашаю вас прогуляться в Ташировский лес.
(педагог проводит физкультминутку «Дети утром рано встали»)
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
После физкультминутки дети садятся на места. Воспитатель продолжает беседу.
Педагог : - Ребята, сейчас я предлагаю посмотреть, как выглядит наша малая Родина в разные времена года
(Демонстрируется фотопрезентация «Моя малая родина – деревня Таширово». Во время презентации дети могут комментировать кадры, высказывать мысли о своих впечатлениях).
После презентации педагог вновь задает вопросы детям:
- Какие символы вы знаете?
-Какие символы есть у России?
- Как выглядит российский флаг?
(затем педагог обращает внимание детей на герб и флаг Таширова)
-Ребята, нам предстоит познакомиться с официальными символами нашего поселения. Давайте вместе рассмотрим герб и флаг.
-Скажите, что изображено на флаге и гербе?
(дети перечисляют увиденные объекты)
-Как вы думаете, что означает красный цвет? (дети высказывают свои предположения, педагог их выслушивает и дает точный ответ)
Красный цвет здесь (на гербе и флаге Таширова) обозначает богатую природу нашего края. На территории нашего поселения располагаются густые леса, чистые реки и озера, а также оздоровительные санатории.
-А что, по-вашему мнению, может обозначать зеленый цвет? (дети высказывают свои предположения, педагог их выслушивает и дает точный ответ)
-Зеленый цвет говорит нам, что люди на Ташировской земле занимались и занимаются сельским хозяйством.
-А теперь подумайте и ответьте, что могут означать серебряный меч и золотой венок? (Символом чего они могут стать)
(Педагог побуждает детей высказывать свои предположения)
-Ребята, на самом деле серебряный меч и золотой венок отражают подвиг нашего народа во время боевых сражений. Но это еще не все!
Венок состоит из колосьев и лавровых листков золотого цвета. Лавровая часть венка – в честь погибших бойцов, сражавшихся за нашу землю, а золотые колосья в венке – дань труженикам сел и деревень за нелегкий крестьянский труд.
-Дети, думаю, теперь вы знаете, почему наши символы (герб и флаг) так выглядят. Теперь вы сами можете рассказать своим родителям и друзьям о деревне Таширово.
(педагог подводит итог занятия в музее)
Наша встреча с вами подходит к концу. Очень много интересного вы узнали о своей Родине.
-Скажите, пожалуйста, где вы сегодня побывали?
-Вам понравилась экскурсия?
-Что вам понравилось и запомнилось?
(дети высказывают мысли о полученных впечатлениях)
Закончить нашу экскурсию я предлагаю на музыкально-поэтической нотке. Я знаю, что в группе вы, ребята, говорили о России, ходили на экскурсию и выполняли рисунки с видами Таширова. А еще ребята разучили стихи и песни о родине. Давайте послушаем их.
(дети читают стихи о родине наизусть)
Что мы Родиной зовем?
(отрывок)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых, Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
(В. Степанов)
Здравствуй, Родина моя!
Утром солнышко встает, Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я: – Здравствуй, улица моя! Я пою и в тишине,
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя! (В. Орлов)
(педагог благодарит детей за рассказанные стихи и побуждает всех к совместному пению)
-Ребята, давайте вместе споем песню о нашей родине!
(дети хором исполняют песню о родном крае)
-На этом наша экскурсия в музей Таширова закончена. Всем спасибо! До свиданья, ребята! До новых встреч!
(дети прощаются с педагогом-экскурсоводом и уходят в группу)
Рефлексивный компонент.
Целью данной образовательной деятельности явилось следующее: формирование представлений о малой родине и социокультурных ценностях своего народа. Для достижения этой цели мной были поставлены несколько важных задач, которые были успешно решены. В ходе активной беседы удалось закрепить и расширить представление детей о малой родине-деревне Таширово. Ребята познакомились с историческими корнями своей Родины и с официальной символикой поселения Ташировское. В ходе этой образовательной деятельности сложился благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера для общения воспитателя и детей. Особый интерес вызвала фотопрезентация «Моя малая Родина-деревня Таширово». Для расширения кругозора необходимо продолжать знакомить детей с селами и городами Наро-Фоминского района и Подмосковья. Я запланировала познакомить с крупными деревнями поселения Ташировское – Головково, Литвиново, Любаново. Необходимо рекомендовать родителям больше рассказывать детям о своем крае, совместно посещать краеведческие музеи и творческие выставки Наро-Фоминского района, знакомить детей со стихами авторов Наро-Фоминского района.
Методы и приемы: беседа по теме, наблюдение, рассматривание официальных символов поселения Ташировское, рассказ педагога, ответы на вопросы, совместное пение под музыку.