Ревакшина Наталья Алексеевна
Музейная педагогика как форма взаимодействия семьи и детского сада по воспитанию патриотических чувств старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
" Музейная педагогика как форма взаимодействия семьи и детского сада по воспитанию патриотических чувств старших дошкольников. " (из опыта работы)
Ревакшина Наталья Алексеевна,воспитатель, высшая квалификационная категория. МДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида»
Публикация «Музейная педагогика как форма взаимодействия семьи и детского сада по воспитанию патриотических чувств старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Чтобы наши дети росли добрыми, чуткими, уважительными, любящими Отчизну и свою малую Родину, мы, воспитатели, обращаемся к лучшим традициям народа, связывающим разные поколения, объединяющим прошлое, настоящее и будущее. Развивая и удовлетворяя детскую любознательность и познавательные интересы, мы воспитываем патриотизм (чувство гражданственности, любовь к семье и близким, детскому саду, городу, краю, желание знать обычаи, культуру и искусство, краеведение (природу, географию родной Мордовии, стремление охранять и преумножать богатство и красоту природы, ощущать свою причастность к социуму, свою самодостаточность.
Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Ведь музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.
Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.
Планируя свою работу по патриотическому воспитанию, я поставила перед собой следующие задачи : Организовать деятельность детей, способствующую формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края.
Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную деятельность.
Приобщить дошкольников к культуре и истории малой Родины посредством музейной педагогики.
Используемые методы работы
Целевые прогулки и экскурсии.
Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т. д.).
Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
Беседы о родном городе.
Разучивание песен и стихов о Мордовии, пословиц, поговорок, чтение мордовских сказок, прослушивание музыкальных произведений композиторов Мордовии.
Ознакомление с произведениями мордовского творчества (вышивка, роспись, скульптура).
Обогащение и стимулирование детского творчества. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, я разделила весь материал по тематическим блокам: «Мой город», «Моя семья», «Республика, ее столица, символика», «Родная природа», «Герои войны и труда».
В рамках данных тем:
1. Разработан проект для детей старшего дошкольного возраста «Саранск – город будущего».
2. Составлен перспективный план по теме «Ознакомление с родным городом».
3. Разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с родным городом (улицами, достопримечательностями, социальными объектами, символикой республики Мордовия, растительным и животным миром.
4. Разработан цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю.
5. Оформлены альбомы : «Природа родного края», «Костюмы народов России», «Старый Саранск», «Наши земляки – герои Великой Отечественной войны».
Перед тем как приступить к планированию работы, были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе, республике. Для того чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашей республике, провела анкетирование. Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен план мероприятий с родителями, что позволило работать по данной теме в системе. По результатам анкетирования я увидела необходимость в проведении родительского собрания на тему «Моя малая Родина».
В ходе работы я привлекала родителей к сбору познавательного материала, пополнению экспозиций мини-музея краеведения детского сада. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Вошло в традицию проведение игры под названием «Бабушкин сундук», когда детям, нашедшим для музея экспонаты, предоставляется возможность рассказать о них. Воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, собранные ими. В музее экспонируются фотографии и фотодокументы из архивов семей воспитанников детского сада. Мы стараемся, чтобы они поняли, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого древа жизни. Родители принимали участие в организации фотовыставок, видеосъемке различных мероприятий, проведению совместных праздников и досугов, а так же к участию в экскурсиях.
Глубоко изучив актуальность проблемы, понимая, что необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания, я использовала в работе следующий принцип: семья и родители – союзники детского сада.
В своей работе я предлагаю родителям следующие рекомендации: Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Дайте представление о работе общественных учреждений. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора. Несколько лет подряд родители активные участники акции «Чистый город» Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Свою работу веду последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) – к более сложному (город, страна). Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком, членом семейного общества. Занятия «Что означают наши имена», «О происхождении фамилий», «Моя мама – лучше всех», «Мой папа – солдат» позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи, вызывают у детей сильный эмоциональный отклик, заставляют их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дидактические игры и упражнения «Мы уже большие», «Кто в доме самый старший», «Помогаем малышам» помогают мне развивать у детей умение и желание заботиться о малышах, одновременно воспитывать привычку заботиться обо все окружающих, быть внимательным к людям пожилого возраста: вовремя подать стул, уступить место. Воспитывая у детей любовь к родному городу, подвожу их к пониманию того, что их город имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники.
Также в нашем мини- музее собран материал на следующие темы: "Домашняя утварь", "Элементы вышивки", "Народный фольклор" и др. Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, кувшин, сундук, колыбель, прялку, ознома (молитва) и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.
Макет печки, прялка, зыбка, самотканые половики, лоскутные одеяла, подушки, вышитые полотенца, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной мордовской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок. С приветливой хозяюшкой "Мордовской избы», дети разучивают потешки, песенки, пословицы и поговорки, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в народные подвижные игры и игры драматизации по мотивам народных сказок.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Задача родителей, как и воспитателей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи в нашей группе продолжают обновлять свои экспозиции. Мы продолжаем искать новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываем дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители заинтересовались нашим проектом и по мере возможности посещали и собираются в летний период посетить с детьми «настоящие» музеи. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.
Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.
Список литературы.
1. Воронович, В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики / В. М. Воронович. – 2007, N 12. – 2007. – С.
2. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : Учебно-методическое пособие / СПб: Детство-Пресс, 1998.
3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / М. : Аркти, 2005.
4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : Сфера, 2006.
5. Рыжова, Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети, 2004.
6. Рыжова Н., Логинова Л., А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.
7. Рыжова Н. А., Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
8. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2004.