Татьяна Цветкова
О музее русского быта в детском саду. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Музей - окно в прошлое и дверь в будущее
(о работе музея русского быта в детском саду)
Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество обращается к музею - хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.
Публикация «О музее русского быта в детском саду, Опыт работы» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
Хочу рассказать о нашем интерактивном музее русского быта. В его создании приняли участие сотрудники детского сада, родители воспитанников, другие заинтересованные лица. Им пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников, маляров и мастеров, исследователей и собирателей экспонатов.
Источники поступления экспонатов были самые разные:
- посещение жителей близлежащих частных домов, подлежащих в скором времени сносу. Пожилые люди не только дарили в музей старые предметы утвари и быта, но и с удовольствием рассказывали об их истории, общались с детьми;
- вещи и предметы сотрудников и родителей, сохраненные в семьях;
-Так же большую помощь нам оказали члены Совета ветеранов педагогического труда;
Поиски привели нас в заброшенный пионерский лагерь в районе реки Дубна. Там в сыром доме без окон и дверей были складированы поистине ценные экспонаты: ткацкий станок, изготовленный в 1915 году; выездной хомут; фотографическая машина 1903 года; льномялка; прялки; хозяйственная утварь 19 и начала 20 веков; половики и рушники, украшавшие избы. Все это и многое другое перевезли в детский сад. Это было самое большое и ценное приобретение для музея.
Важно, что все экспозиции учитывают логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. Динамичность - один из основных принципов работы нашего музея.
Для музея нет ничего безнадежного, «отпетого», то есть такого, что воскресить и оживить невозможно. Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь.» Это емкое толкование, данное русским философом Н. Ф. Федоровым, также определяет сущность музея и подчеркивает его историческую ориентацию.
Музей - какое слово емкое!
От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков
Свидетельства иных эпох.
Давайте же гореть не тлея,
Чтоб даже через сотни лет
В музеях сберегли потомки
Эпохи нашей яркий след.
Еще Я. А. Коменский писал, что детей надо учить познавать вещи, а не только чужие свидетельства о них. Мы ясно осознаем, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и преумножить богатейшее наследие национальной культуры.
Но надо сказать, что наличие экспонатов еще не гарантирует успех. Необходима специально организованная работа, особым образом выстроенный воспитательно-образовательный процесс.
Мы рассматриваем музей как источник хранения предметов культурного наследия.
В своей работе наши педагоги используют следующие музейно-педагогические методы :
- погружение в среду;
- методы театрализации и инсценировки;
- элементы практического исследования, связанного с изучением предмета;
- метод репродуцирования, т. е. восстановление праздничных обрядов, народных праздников.
Стоит отметить, что работа строится в системе «было – стало».
Лучина – настольная лампа
Корыто – стиральная машина
Ухват – прихватка и т. д.
У нас есть возможность не только объяснять детям значение незнакомых слов, но и познакомить с их этимологией, то есть происхождением:
Был ухват – сейчас прихватка (происходят от слова ухватить, имеют общий корень).
А слово улица происходит от слов у лица. Потому что, когда строились дома, они зачастую были ориентированы главным фасадом на проходившую рядом дорогу. Таким образом, получалось, что дорога проходит у лица этих зданий. Так и получилось понятие "улица" - дорога, проходящая у главного фасада (у лица) домов.
Таким образом, мы знакомим детей не только с историей родного народа, но и с родным языком и его богатой историей.
И. А. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории».
Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы всегда помним об этом, ведь всё дальше уходят от нас традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники, песни, обряды, семейные реликвии…
Педагогами детского сада ведётся большая работа по ознакомлению старших дошкольников с народными традициями и обычаями. Формы организации этой работы самые разнообразные : беседы, дидактические игры, игры – драматизации, «оживление» предметов домашнего быта, развлечения, игровые обучающие ситуации и другие. Большое внимание уделяется закреплению у детей накопленных знаний через совместную со взрослыми деятельность творческого характера.
Я уверена, что знакомство дошкольников с историей и культурой родного народа должно быть для них делом увлекательным и интересным. А как разжечь огонёк страсти к знаниям?
На мой взгляд, интересной для детей и полезной в воспитательном отношении является такая форма работы с детьми, как представления дидактического «исторического театра», когда дети учатся ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений и воспроизводить их. Ведь в форме игры, развлечения продолжается передача духовного опыта.
И всё это наделено глубоким смыслом. Перед зрителями как бы «оживают» картинки из жизни и быта русского народа.
Почему исторический?
Потому, что дает возможность познакомить детей с конкретными историческими фактами и событиями, доступными их пониманию, традициями родного народа.
А почему дидактический?
Когда-то Вольтер сказал: Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Издавна театр используется как один из наиболее мощных дидактических инструментов.
Дидактический театр – это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью ребенка. Дети познают мир, примеряя на себя разные роли. Такой театр помогает им ощутить время, осознать связь эпох.
А процесс участия в постановке формирует духовные принципы.
Дети запоминают, впитывают и, рано или поздно, возвращают сторицей.
Создать необходимую атмосферу, раскрыть содержание представления помогают декорации. Они так же, как и элементы костюмов, готовятся заранее совместно с детьми и родителями.
Обстановка музея детского сада способствует погружению детей в историко-культурное пространство путем «оживления» экспонатов, разыгрывания сцен из жизни русских людей.
Уже при подготовке представления исторического дидактического театра у меня есть возможность расширить знания детей о русском быте, старинной национальной одежде. А вы знали, что изначально, сарафан был частью мужского костюма, и лишь в 17 веке перекочевал в женский гардероб.
Так мы постигаем культурное наследие своего народа.
Наследовать – значит делать своим, осваивать наследие – то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями.
А это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище внутреннего мира своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
В детском саду сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно помнить, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно.
Именно поэтому характерной особенностью нашей работы является поэтапность обогащения знаний детей и формирования их эмоций.
Необходимо подчеркнуть, что не следует ждать от детей дошкольного возраста «взрослых» форм проявления любви к Родине.
И если в результате целенаправленной педагогической работы ребенок будет :
- располагать знаниями о родном крае (его достопримечательностях и народных промыслах, стране. Их географии, природе, символике;
- знать имена земляков, прославивших свой Родной край;
- проявлять интерес к приобретенным знаниям,
Тогда можно утверждать, что цели патриотического воспитания на этом этапе дошкольного детства достигнуты.