Наталья Ярусова
Проект «Куклотерапия в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6»
Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей.
Л. Войцехович
• Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.
Публикация «Проект „Куклотерапия в ДОУ“» размещена в разделах
• Куклотерапия как метод основан на процессах общения ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или любимой игрушкой. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка сменяется поведенческими эмоциональными реакциями и снятием нервно-психического напряжения.
• Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.
Коррекционно - воспитательные задачи:
1. Развивать эмоционально-волевую сферу.
2. Развивать познавательную сферу ребенка.
3. Формировать коммуникативные навыки.
4. Обогащать представления об окружающем мире.
5. Развивать двигательную сферу, в том числе мелкую моторику.
6. Активизировать и развивать речь.
7. Корректировать отношения в системе ребенок-родитель.
Функции куклотерапии :
• Коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей в коллективе.
• Релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения.
• Воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
• Развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д., моторики.
• Обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.
Этапы куклотерапии :
• Первый этап – изготовление (пошив) куклы.
• Второй этап – обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились», церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.
• Третий этап – собственно, сказкотерапия с помощью кукол.
В куклотерапии используются такие варианты кукол.
• пальчиковые куклы,
• куклы - марионетки,
• теневые куклы,
• веревочные куклы,
• плоскостные куклы,
• перчаточные куклы,
• кукла на палочке,
• куклы образные (сюжетные,
• куклы вязанные,
• куклы –перевертыши.
Пальчиковые куклы.
Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка. Пальчиковые куклы из бумаги.
Куклы – марионетки.
Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции, а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).
Теневые куклы.
Наряду с пальчиковыми куклами и куклами-марионетками, которые легко изготовить своими руками, используются также и теневые куклы.
Теневые куклы. Особый вид театральных кукол, предназначенных для теневого театра. Подойдут для более подготовленных детей, уже «подкованных» в создании театральных представлений. Теневые спектакли создают особую атмосферу доверительности, полумрак способствует ощущению уюта и желанию поделиться самым для себя важным и сокровенным.
Плоскостные куклы.
Плосостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
Перчаточные куклы.
Эта кукла – способна оказывать потрясающее лечебное воздействие. Можно избавиться от мучивших переживаний или страха в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия с использованием этой куклы дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами.
Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее… Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.
Кукла на палочке.
Легка в исполнении ребенок самостоятельно может сделать эту куклу. Для этого можно использовать рисунок ребенка, старые порванные книги, вырванные страницы из книг с иллюстрациями, вырезать и придать им новую жизнь - жизнь куклы для игр ребенка.
При использовании этих кукол вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
Куклы образные (сюжетные).
Центральное место отводиться кукле. Ребенок во время игры одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и
радости проявляя о ней заботу. К образным игрушкам так же относятся, те что изображают зверей и домашних животных.
Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказки, жизненные ситуации, поэтому они и называются сюжетными.
Кукла из ниток.
Применяется для развития эмоционально- волевой сферы. В проигрывании различных историй. Дети старшего дошкольного возраста изготавливают эту куклу совместно с педагогом или родителями на практикуме для родителей.
Также использование такой куклы развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
Кукла-перевёртыш.
Кукла – перевертыш это особый игровая народная кукла. Она отличается тем, что в одной куколке сразу два персонажа. Сверху один, перевернешь - будет другой. Вот, например, куколка бабушка, превращается в куколку Красную шапочку. Как вы уже поняли, куклами –перевертышами могут быть различные персонажи сказок и мультфильмов, это настроение Радость и Печаль, то есть по сути – некие противоположности. Такие игрушки прекрасно подходят для кукольного театра.
Было бы здорово, если в каждом городе был свой «кукольный домик»,
куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять
сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир…
Л. Войцехович
• Куклотерапия может применяться в различных формах: как в групповой так и в индивидуальной работе.
• Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран по темам учебных программ.
• Таким образом, куклотерапия - это уникальный только метод развития эмоционально волевой сферы ребенка, а также развития мышления, памяти, внимания, воображения, но еще и прекрасное средство для коррекции и развития речи у детей дошкольного возраста
• Самое главное, нужно быть очень чутким педагогом, чтобы не навредить.
Литература
1. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии : галерея кукол. СПб. : Речь, 2007. — 8.
2. Олеся Емельянова. Сказки-разработки.
3. Шишова Т. Л., Медведева И. Я. Дети, куклы и мы. Зерна-Книга, 2014 г.
4. Интернет-ресурсы
Спасибо за внимание.