МААМ-картинки

Проект «Куклотерапия в ДОУ»

Наталья Ярусова
Проект «Куклотерапия в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6»

Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей.

Л. Войцехович

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Публикация «Проект „Куклотерапия в ДОУ“» размещена в разделах

Куклотерапия как метод основан на процессах общения ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или любимой игрушкой. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка сменяется поведенческими эмоциональными реакциями и снятием нервно-психического напряжения.

• Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

Коррекционно - воспитательные задачи:

1. Развивать эмоционально-волевую сферу.

2. Развивать познавательную сферу ребенка.

3. Формировать коммуникативные навыки.

4. Обогащать представления об окружающем мире.

5. Развивать двигательную сферу, в том числе мелкую моторику.

6. Активизировать и развивать речь.

7. Корректировать отношения в системе ребенок-родитель.

Функции куклотерапии :

• Коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей в коллективе.

• Релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения.

• Воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

• Развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д., моторики.

• Обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.

Этапы куклотерапии :

• Первый этап – изготовление (пошив) куклы.

• Второй этап – обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились», церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.

• Третий этап – собственно, сказкотерапия с помощью кукол.

В куклотерапии используются такие варианты кукол.

• пальчиковые куклы,

куклы - марионетки,

• теневые куклы,

• веревочные куклы,

• плоскостные куклы,

• перчаточные куклы,

кукла на палочке,

куклы образные (сюжетные,

куклы вязанные,

куклы –перевертыши.

Пальчиковые куклы.

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка. Пальчиковые куклы из бумаги.

Куклы – марионетки.

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции, а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).

Теневые куклы.

Наряду с пальчиковыми куклами и куклами-марионетками, которые легко изготовить своими руками, используются также и теневые куклы.

Теневые куклы. Особый вид театральных кукол, предназначенных для теневого театра. Подойдут для более подготовленных детей, уже «подкованных» в создании театральных представлений. Теневые спектакли создают особую атмосферу доверительности, полумрак способствует ощущению уюта и желанию поделиться самым для себя важным и сокровенным.

Плоскостные куклы.

Плосостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы.

Эта кукла – способна оказывать потрясающее лечебное воздействие. Можно избавиться от мучивших переживаний или страха в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия с использованием этой куклы дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами.

Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее… Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Кукла на палочке.

Легка в исполнении ребенок самостоятельно может сделать эту куклу. Для этого можно использовать рисунок ребенка, старые порванные книги, вырванные страницы из книг с иллюстрациями, вырезать и придать им новую жизнь - жизнь куклы для игр ребенка.

При использовании этих кукол вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Куклы образные (сюжетные).

Центральное место отводиться кукле. Ребенок во время игры одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и

радости проявляя о ней заботу. К образным игрушкам так же относятся, те что изображают зверей и домашних животных.

Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказки, жизненные ситуации, поэтому они и называются сюжетными.

Кукла из ниток.

Применяется для развития эмоционально- волевой сферы. В проигрывании различных историй. Дети старшего дошкольного возраста изготавливают эту куклу совместно с педагогом или родителями на практикуме для родителей.

Также использование такой куклы развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Кукла-перевёртыш.

Кукла – перевертыш это особый игровая народная кукла. Она отличается тем, что в одной куколке сразу два персонажа. Сверху один, перевернешь - будет другой. Вот, например, куколка бабушка, превращается в куколку Красную шапочку. Как вы уже поняли, куклами –перевертышами могут быть различные персонажи сказок и мультфильмов, это настроение Радость и Печаль, то есть по сути – некие противоположности. Такие игрушки прекрасно подходят для кукольного театра.

Было бы здорово, если в каждом городе был свой «кукольный домик»,

куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять

сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир…

Л. Войцехович

Куклотерапия может применяться в различных формах: как в групповой так и в индивидуальной работе.

• Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран по темам учебных программ.

• Таким образом, куклотерапия - это уникальный только метод развития эмоционально волевой сферы ребенка, а также развития мышления, памяти, внимания, воображения, но еще и прекрасное средство для коррекции и развития речи у детей дошкольного возраста

• Самое главное, нужно быть очень чутким педагогом, чтобы не навредить.

Литература

1. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии : галерея кукол. СПб. : Речь, 2007. — 8.

2. Олеся Емельянова. Сказки-разработки.

3. Шишова Т. Л., Медведева И. Я. Дети, куклы и мы. Зерна-Книга, 2014 г.

4. Интернет-ресурсы

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Проект «Цифроград»Проект «Цифроград» Проект «ЦИФРОГРАД» проект предназначен для детей старшего возраста Описание проекта: Актуальность проекта: Математика считается один.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Мир насекомых» Проблема: у детей недостаточно сформированы знания о насекомых,их образе жизни. Не сформировано правильное отношение к насекомым. Цель.

Проект «Мир оригами»Проект «Мир оригами» Актуальность проекта. В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Жизнь в эпоху научно-технического.

Проект «Моё творчество» Методический паспорт проектаРуководитель проекта: педагог МАДОУ «Ягодка» средней группы Лазарчук Т. Н. Вид проекта: информационно познавательный,.

Проект «Мое дерево»Проект «Мое дерево» «МОЁ ДЕРЕВО»Познавательно-творческий проект Реализован педагогами Веселковой Мариной Викторовной, Данилиной Светланой Владимировной и.

Проект «Моя семья» Образовательный проект для средней группы: «Моя семья» Воспитатели: Ковалева Елена Михайловна Миронова София Николаевна МБДОУ Детский.

Проект «Моя семья»Проект «Моя семья» Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения, до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет.

Проект «Мы — журналисты»Проект «Мы — журналисты» ПРОЕКТ На тему: «Мы журналисты» Подготовила воспитатель подготовительной логопедической группы Тюрина Надежда Александровна МБДОУ№15.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Куклотерапия в ДОУ»
Опубликовано: 11 октября 2020 в 18:52
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Куклотерапия в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ярусова (УИ 352858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД