МААМ-картинки

Интеллектуально-математическое развитие посредством моделирования в познавательно-исследовательской деятельности

Татьяна Чулкова
Интеллектуально-математическое развитие посредством моделирования в познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Интеллектуально-математическое развитие посредством моделирования (предметные модели, предметно-схематические, цветовые, графические) в познавательно-исследовательской деятельности.

(слайд 1)

Одна из важных задач воспитания дошкольника - это развитие интеллекта, формирование мыслительных умений и способностей, которые легко позволяют осваивать новое. Основным из наиболее перспективных методов реализации интеллектуально-математического развития детей в познавательно-исследовательской деятельности является метод моделирования. (слайд 2) Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

Публикация «Интеллектуально-математическое развитие посредством моделирования в познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

(слайд3)Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

(слайд4) Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом. В математике свои заместители – это точки, фигуры, цифры. Специальными значками обозначаются такие свойства предметов, как цвет, форма, размер, толщина. Символика используется и для замещения отношений: равенство/неравенство, больше/меньше.

(слайд 5) Цель моделирования - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях любых объектов, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

(слайд 6) Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

(слайд 7) В работе с детьми применяются разные виды моделей :

1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты - соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, государства и города. На глобусе мы находим полюса Земли, по меридианам и параллелям можем оп-ределить местоположение любой точки.

(слайд 8) 2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Распространенными предметно-схематическими моделями также являются календари природы.

(слайд 9) 3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природ, географическая карта. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад, лабиринты.

С целью знакомства, а также закрепления образов моделей служат дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры, которые удовлетворяют детскую любознательность, помогают вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помогают овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Модель является средством познания содержания, «подсказкой-помощником». Освоению умений моделировать разнообразное содержание способствуют игры и игровые упражнения.

В своей работе для интеллектуально-математического развития детей посредством моделирования применяю разнообразные развивающие материалы.

(слайд10) Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание,перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями интеллектуального развития : анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставляю детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания:

найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);

После такого самостоятельного знакомства с блоками перехожу к играм и упражнениям.

(слайд11) Наряду с логическими блоками в своей работе применяю кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

(слайд12) Палочки Кюизенера также являются развивающим материалом. В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети познали отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,.», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.

Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др.

Дети с интересом складывают цветные лесенки и упражняются в свойстве чисел натурального ряда. Поднимаясь и спускаясь по лесенкам, дети называют их цвет. Сравнивая высоту ступеней, они убеждаются, что красная выше голубой, но ниже жёлтой, считают число ступеней в прямом и обратном направлении. Затем лесенка «читается» в числах. При этом отмечается направленность ряда чисел (возрастание и убывание, числа сравниваются между собой.

(слайд13) Дидактическая игра-головоломка «Цифровичок», которую я изготовила для детей своей группы также стимулирует мыслительную активность, учит видеть образ, делать выводы, умозаключения, развивает внимание, наблюдательность.

Игра «Цифровичок» состоит из карточек с персонажами, изображенными при помощи цифр (которые я по возможности добавляю) и карточек с цифрами.

Игра используется в совместной деятельности воспитателя и детей и

в самостоятельной игровой деятельности.

Участники игры выбирают карточки и называют (или выкладывают) цифры, из которых состоит изображение портрета;

(слайд14) Дидактическая игра «Танграм». Развивает память, внимание, конструктивное мышление, сообразительность. Для того, чтобы детям было понятно, как складывать ту или иную фигуру, я сделала цветные образцы этих фигур. Затем даю детям задание: «Составьте по образцу фигуру – картинку, подобрав нужные детали. Назовите получившуюся картину».

Дети с удовольствием играют в игру "Танграм" в свободной деятельности. Сначала дети собирали какую-то свою фигуру (например, зайчика, затем они стали меняться друг с другом фигурками, и таким образом научились собирать большинство фигур по по образцу. Эта интересная и занимательная игра учит детей конструктивному мышлению, пространственному воображению.

(слайд15) Дидактическая игра «Математические цветочки».

Игра позволяет разнообразить дидактические средства в работе с детьми по формированию у них математических представлений, способствует активизации умственной деятельности. Игровое пособие можно использовать как при индивидуальной, так и подгрупповой работе с детьми 5-7 лет.

Игровое пособие состоит из выполнения четырех заданий:

1. Ребенку (детям) предлагается посчитать предметы, нарисованные в серединке цветка, а затем с помощью прищепок указать ответы.

2. С помощью прищепок указать цифры, которые меньше или больше заданных цифр

3. Определить пропущенные цифры

4. Определить «соседей» заданных цифр.

(слайд16) Складывание мозаик, работа со счетными палочками (конструирование, головоломки и т. д., выполнение заданий на запоминание, выполнение простейших логических упражнений - все это направлено на активизацию мыслительной деятельности ребенка.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Они могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструкторские умения.

(слайд17) Игра «Сложи квадрат» поможет развить у ребенка пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу - понимание того, что квадрат можно разделить на различные части и из нескольких частей можно сложить квадрат. Кроме того, развивается мелкая моторика рук.

Вовлечение детей в моделирование и выполнение дидактических упражнений лучше реализовать за счет использования игровых ситуаций. А какую из игр выбрать педагог решает по ходу развития учебной ситуации и особенностями своих воспитанников.

(слайд18) Используя в своей работе метод моделирования, мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.

Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Всегда главным есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции. (слайд19-спасибо за внимание)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»(старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуально-математическое развитие посредством моделирования в познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 21:08
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллектуально-математическое развитие посредством моделирования в познавательно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чулкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД