Татьяна Чулкова
Интеллектуально-математическое развитие посредством моделирования в познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуально-математическое развитие посредством моделирования (предметные модели, предметно-схематические, цветовые, графические) в познавательно-исследовательской деятельности.
(слайд 1)
Одна из важных задач воспитания дошкольника - это развитие интеллекта, формирование мыслительных умений и способностей, которые легко позволяют осваивать новое. Основным из наиболее перспективных методов реализации интеллектуально-математического развития детей в познавательно-исследовательской деятельности является метод моделирования. (слайд 2) Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
(слайд3)Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.
(слайд4) Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом. В математике свои заместители – это точки, фигуры, цифры. Специальными значками обозначаются такие свойства предметов, как цвет, форма, размер, толщина. Символика используется и для замещения отношений: равенство/неравенство, больше/меньше.
(слайд 5) Цель моделирования - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях любых объектов, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
(слайд 6) Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;
- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;
- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
(слайд 7) В работе с детьми применяются разные виды моделей :
1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты - соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, государства и города. На глобусе мы находим полюса Земли, по меридианам и параллелям можем оп-ределить местоположение любой точки.
(слайд 8) 2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Распространенными предметно-схематическими моделями также являются календари природы.
(слайд 9) 3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природ, географическая карта. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад, лабиринты.
С целью знакомства, а также закрепления образов моделей служат дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры, которые удовлетворяют детскую любознательность, помогают вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помогают овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Модель является средством познания содержания, «подсказкой-помощником». Освоению умений моделировать разнообразное содержание способствуют игры и игровые упражнения.
В своей работе для интеллектуально-математического развития детей посредством моделирования применяю разнообразные развивающие материалы.
(слайд10) Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание,перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями интеллектуального развития : анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставляю детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания:
найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
После такого самостоятельного знакомства с блоками перехожу к играм и упражнениям.
(слайд11) Наряду с логическими блоками в своей работе применяю кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
(слайд12) Палочки Кюизенера также являются развивающим материалом. В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети познали отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,.», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.
Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др.
Дети с интересом складывают цветные лесенки и упражняются в свойстве чисел натурального ряда. Поднимаясь и спускаясь по лесенкам, дети называют их цвет. Сравнивая высоту ступеней, они убеждаются, что красная выше голубой, но ниже жёлтой, считают число ступеней в прямом и обратном направлении. Затем лесенка «читается» в числах. При этом отмечается направленность ряда чисел (возрастание и убывание, числа сравниваются между собой.
(слайд13) Дидактическая игра-головоломка «Цифровичок», которую я изготовила для детей своей группы также стимулирует мыслительную активность, учит видеть образ, делать выводы, умозаключения, развивает внимание, наблюдательность.
Игра «Цифровичок» состоит из карточек с персонажами, изображенными при помощи цифр (которые я по возможности добавляю) и карточек с цифрами.
Игра используется в совместной деятельности воспитателя и детей и
в самостоятельной игровой деятельности.
Участники игры выбирают карточки и называют (или выкладывают) цифры, из которых состоит изображение портрета;
(слайд14) Дидактическая игра «Танграм». Развивает память, внимание, конструктивное мышление, сообразительность. Для того, чтобы детям было понятно, как складывать ту или иную фигуру, я сделала цветные образцы этих фигур. Затем даю детям задание: «Составьте по образцу фигуру – картинку, подобрав нужные детали. Назовите получившуюся картину».
Дети с удовольствием играют в игру "Танграм" в свободной деятельности. Сначала дети собирали какую-то свою фигуру (например, зайчика, затем они стали меняться друг с другом фигурками, и таким образом научились собирать большинство фигур по по образцу. Эта интересная и занимательная игра учит детей конструктивному мышлению, пространственному воображению.
(слайд15) Дидактическая игра «Математические цветочки».
Игра позволяет разнообразить дидактические средства в работе с детьми по формированию у них математических представлений, способствует активизации умственной деятельности. Игровое пособие можно использовать как при индивидуальной, так и подгрупповой работе с детьми 5-7 лет.
Игровое пособие состоит из выполнения четырех заданий:
1. Ребенку (детям) предлагается посчитать предметы, нарисованные в серединке цветка, а затем с помощью прищепок указать ответы.
2. С помощью прищепок указать цифры, которые меньше или больше заданных цифр
3. Определить пропущенные цифры
4. Определить «соседей» заданных цифр.
(слайд16) Складывание мозаик, работа со счетными палочками (конструирование, головоломки и т. д., выполнение заданий на запоминание, выполнение простейших логических упражнений - все это направлено на активизацию мыслительной деятельности ребенка.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Они могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструкторские умения.
(слайд17) Игра «Сложи квадрат» поможет развить у ребенка пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу - понимание того, что квадрат можно разделить на различные части и из нескольких частей можно сложить квадрат. Кроме того, развивается мелкая моторика рук.
Вовлечение детей в моделирование и выполнение дидактических упражнений лучше реализовать за счет использования игровых ситуаций. А какую из игр выбрать педагог решает по ходу развития учебной ситуации и особенностями своих воспитанников.
(слайд18) Используя в своей работе метод моделирования, мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.
Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Всегда главным есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции. (слайд19-спасибо за внимание)