Новикова
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 73 компенсированного вида города Орла»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ,
ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Из опыта работы педагога
дополнительного образования
Новиковой Елены Анатольевн
Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками,
имеющими нарушения зрения.
Вы, наверно, часто слышали такие слова от детей как: «Я не умею рисовать». Что стоит за такими словами? Страх, неуверенность, излишняя осторожность. Приобретая эти качества с детства, мы не так просто от них освобождаемся в нашей, так называемой взрослой жизни. Именно эта неуверенность в своих возможностях или способностях, а еще и страх перед оценками других людей, мешают нам совершать свои самые важные шаги в жизни. Можно сказать, что наши страхи ошибиться родом из детства. Что же делать?
Занятия рисованием или другими видами творческой деятельности требуют большой наблюдательности, а развитие наблюдательности приведет к бесстрашию. Древние говорили: «Нельзя бояться того, что нас окружает».
Рисование – это язык внутреннего мира человека, особенно маленького ребенка, который еще не может говорить. Ребенок любит рисовать – так он выражает свои мысли и переживания. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, он незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются внимание, усидчивость, зрительное восприятие, формируются представления, происходит коррекция двигательных навыков и пространственной организации.
Детство - важнейший период жизни человека. Именно в детстве рождается художник. В каждом ребенке живет творческая искорка. Она обязательно рано или поздно вспыхнет. И неважно, где потом появится желание проявить себя: в музыке, танце, рисунке или в другом любом деле, главное, чтобы при этом имелся художественный вкус, воображение и фантазия.
Мы в саду работаем с детьми слабовидящими, имеющими различные проблемы со зрением. Занятия изобразительной деятельностью для таких детей служит важным средством компенсации зрительной недостаточности. Перед любым ребенком стоит огромная задача познания мира, а для ребенка, имеющего нарушения здоровья по зрению, этот путь познания особенно нелегок. У детей со слабым зрением не сформирована глазодвигательная функция.
Развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения имеет некоторую специфику. Для таких детей наиболее доступны графические (контурные) изображения в которых преобладают главные характеристики и опускаются второстепенные.
Чтобы успешно нарисовать изображаемое, ребенок должен хорошо представлять предмет или явление, поэтому необходимо учить детей обследованию предмета, умению его анализировать, определять характерные признаки (форму, цвет, величину). Детям с нарушением зрения следует давать больше времени для рассмотрения предмета (объекта).
Наличие трудностей в освоении новых видов деятельности у детей с ОВЗ (в нашем учреждении детей с нарушениями зрения) требует от всех педагогов творческого поиска новых форм работы с детьми. Для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, формирования и развития фантазии, воображения, удовлетворения потребностей к самовыражению было принято решение об открытии дополнительных услуг в виде кружка по изобразительной деятельности. Я являюсь руководителем кружка «Волшебная кисточка». Мною разработана дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по изобразительному искусству для детей 4-7 лет.
На занятиях кружка помогаю детям в создании выразительных образов, сохраняя живость детского восприятия, обогащаю цветовую гамму рисунков в разных техниках и разными материалами. Постепенно повышаю требования к умениям и навыками детей. Начиная занятие,прежде всего, стараюсь создать у детей хорошее настроение, вызвать доброжелательное отношение и интерес к занятию. Как результат,дети с удовольствием посещают кружок, с нетерпением ждут следующих занятий.
Подбирая задания с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка, можно в определенной мере управлять его активностью, ведь рисунки отображают внутренний мир: душевные переживания, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, мышление и настроение.
Коррекционные задачи, которые решаю на занятиях кружка:
- развиваю мелкую моторику;
- закрепляю умение фиксировать взор;
- развиваю глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки;
Образцы изготавливаю крупно, точно по форме и цвету. Сюжетное рисование ввожу постепенно.
В нашем саду дети, как и все любят, рисовать. Но не всегда у ребенка со зрительной патологией все получается в процессе рисования традиционными материалами. Тогда на помощь приходит «волшебство». Этим «волшебством» становятся нетрадиционные техники изображения. Можно рисовать на бумаге, песке, стене, асфальте и даже на воде.
Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, т. е. позволяют отойти от предметного изображения, и помогут выразить в рисунке свои эмоции и чувства, дают свободу и вселяют уверенность в своих силах.
В работах, выполненных в нетрадиционных техниках рисования, происходит уход от шаблонности и однообразия в замысле рисунка. Рисование этими способами вызывают удивление, удовольствие, радость, положительные эмоции. В результате – всегда успех! Успех еще кроется в быстром получении результата.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник, как средство коррекции психических процессов. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, несмотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.
Именно поэтому нетрадиционные техники рисования привлекательны для педагогов.
Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования. Ребенок начинает смотреть на мир другими глазами, открывая в себе новые возможности.
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе.
В нетрадиционном рисовании наряду с привычными художественными материалами часто применяются необычные материалы: печатки в виде сухих соцветий мака, пробки, колпачки от фломастеров и т. д. ; нитки, свечки, коктейльные трубочки. Такие материалы привлекательны тем, что ими можно рисовать, что хочешь и как хочешь. Здесь нет слова «нельзя». Здесь не надо быть мастером, но результат всегда интересен, неожидан и неповторим.
Рисуя на песке и воде, наши дети незаметно для себя начинают координировать руку и глаз. Развивается мелкая моторика.
Мой опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с нарушением зрения, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение.
Рисование на воде – это чудо, это сказка, это волшебство, это радость. … А умение наслаждаться простыми вещами, как ни удивительно, повышает иммунитет в 2,7 раза эффективнее, чем процедуры закаливания. Особенность Эбру заключается в том, что вырабатываются терпение, усидчивость, тренирует зрение. Этот прием настолько неординарен, что вполне заинтересует не только маленьких художников, но и их родителей.
Для тренировки и коррекции мышечных возможностей руки ребенка, перед каждым занятием провожу с детьми гимнастическое упражнение для мелкой мускулатуры пальцев.
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:
- пальцевая живопись (рисование пальцами, ребром руки или всей кистью);
- рисование ватными палочками, поролоновыми губками, зубными щетками;
- печать – используются предметы, оставляющие интересные оттиски;
- рисование восковыми мелками и свечой (проявляющийся рисунок);
- рисование на мокрой бумаге;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- печать по трафарету и шаблону;
- кляксография;
- рисование песком (манной крупой);
- коллаж – сочетание аппликации и рисования;
- обрывная аппликация;
- объемная аппликация;
- аппликация из природного материала;
- рисование пластилином;
- рисование на песке;
- рисование на воде - Эбру;
- граттаж.
Вывод: дети с ОВЗ по зрению чаще всего зажатые, неуверенные, робкие, и испытывают страх перед рисованием. Нетрадиционные техники рисования убирают это. Снимается нервное напряжение, страхи, отвлекают от грустных, печальных событий, потому что, малыш здесь сам «режиссер».
Нетрадиционные техники рисования – прекрасная возможность самовыражения! Это научит в будущем само реализоваться в любом деле.