Ксения Резяпова
Мозжечковая стимуляция как здоровьесберегающая технология в работе над автоматизацией звуков у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ НАД АВТОМАТИЗАЦИЕЙ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ С ТНР
Подготовила: учитель - логопед
МБДОУ Детский сад №1
г. Саров
Резяпова К. А.
Слайд 1: Тема выступления
Публикация «Мозжечковая стимуляция как здоровьесберегающая технология в работе над автоматизацией звуков у детей с ТНР» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Слайд 2: Актуальность
В нашем учреждении представлены практически все категории детей с ОВЗ. Так например, в группе для детей с ТНР. Все воспитанники имеют диагноз дизартрия - 14 человек (100%) и ОНР 1-2 уровня речевого развития. Но кроме ресевого диагноза дети имеют НОДА (3 чел. – 22%, с РАС (2чел. – 14%, 4 ребенка с нарушением зрения, СДВГ (10 человек -71%). Контингент группы разнообразен по психофизиологическим особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения.
Слайд 3: Актуальность и теоретическое обоснование
Научные работы последних лет М. М. Безруких, Н. К. Смирновой, В. Ф. Базарного, О. С. Гладышевой, В. И. Ковалько, Г. К. Зайцевой, Т. С. Овчинниковой, А. Г. Швецовой и других посвящены теоретическому обоснованию и внедрению в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций здоровьесберегающих технологий.
Они отмечали, что осуществление образовательного процесса в ДОО в сочетании со здоровьесберегающими технологиями подразумевает такую его организацию, когда при реализации педагогического содержания решаются и задачи сохранения здоровья воспитанников.
Слайд 4: Теоретическое обоснование
Главная педагогическая задача учителя-логопеда - своевременное устранение нарушений речи, т. к. своевременная коррекция звукопроизношения предотвращает проявление вторичных нарушений. Наиболее трудоемким для логопедической практики является автоматизация поставленных звуков у детей с дизартрией.
Проблеме автоматизации звуков у детей-дизартриков были посвящены исследования Е. Ф. Соботович, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Е. Н. Винарской, Н. В. Серебряковой и др. Они отмечали, что дети с дизартрией имеют свои трудности:
- нарушение речи при дизартрии связан с органическим поражением центральной и периферической нервной систем, поэтому дети расторможены, внимание их рассеяно и быстро истощаемы,
- автоматизация звуков обусловливается распадом сложившихся умений;
- однообразие и монотонность работы по автоматизации поставленных звуков снижает интерес ребенка, желание заниматься.
Слайд 5: Теоретическое обоснование
По мнению Карелиной Ирины Борисовны при работе с детьми, имеющими дизартрию, важно решать следующие задачи:
1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность.
2. Улучшить координацию движений и общую двигательную активность ребенка.
4. Содействовать развитию психических функций детей : внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и нормализации речевой функции.
6. Оказывать воспитательное влияние на ребенка и выравнивать его поведенческие реакции.
Слайд 6: Актуальность темы и методическое обоснование
Анализируя современные методы здоровьясбережения остановилась на одном широко обсуждаемом в последнее время методе мозжечковой стимуляции.
Современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.
Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ, выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, НОДА и др.
Ю. В. Зуева, Н. К. Корсакова и Л. А. Калашникова выдвинули предположение о том, что мозжечок участвует в решении когнитивных задач любого типа, обеспечивая быстрые изменения и регулируя психическую активность при переходе с одних задач на другие.
Слайд 7 Цель и задачи
Основываясь на проделанный анализ научных работ с целью оптимизации процесса автоматизации звуков у детей с дизартрией с помощью комплекса упражнений мозжечковой стимуляции.
Сформулировала задачи:
1. Повышение качества автоматизации звуков в речи.
2. Развитие способности к планированию и контролю своей деятельности.
3. Улучшение концентрации внимания.
4. Развитие зрительно-моторной координации.
3. Повышение работоспособности на занятиях.
Ведущая идея заключается в том, что закрепление звука с использованием в работе комплекса коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка, дает более быструю автоматизацию и сохраняет здоровье воспитанников.
Задачи автоматизации звуков в сочетании с упражнениями по мозжечковой стимуляции реализуются на индивидуальных занятиях. Cредством мозжечковои стимуляции является специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау).
Слайд 8: Содержание работы
Доктор Фрэнк Бильгоу разработал специальный снаряд – балансировочную доску и придумал целую серию упражнений на ней. Упражнения распределил на 6 блоков, каждый из которых посвящен освоению того или иного элемента оборудования:
1-й блок: «Освоение балансировочной доски Белгоу»;
2-й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»;
3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»;
4-й блок: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками»;
5-й блок: «Комплекс упражнений с доской с цифрами»;
6-й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой».[6].
Такой подход в систематизации работы целесообразен, поэтому работа строится по блокам не нарушая последовательность этапов автоматизации.
Слайд 9: 1-й блок: «Освоение балансировочной доски Белгоу»
На начальном этапе дети учатся балансировать в попытках удержать равновесие, затем удерживая равновесие выполнять упражнения. Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, выполняет приседания, наклоны (вперёд, вбок, повороты туловища, движения головой (поворот головы в сторону, наклоны головы вниз и назад, рисует носом или руками, а может перебрасывается с педагогом небольшим мячом. Угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами, меняя уровень сложности упражнений.
После освоения балансировочной доски предлагается выполнять знакомые упражнения, сопровождая их речевыми упражнениями по автоматизации звука изолировано и в слогах. На этом этапе с ребенком отрабатываются серии упражнений по автоматизации звуков Б. И. Айзенберг из пособия «От звука к речи».
Слайд 10: 2-й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»
Задачи этапа автоматизации поставленного звука на уровне слога отрабатывались и в блоке «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками». Ребенок стоя на балансире принимает мешочки разные по весу одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку, подкидывает в верх и ловит двумя или одной рукой, и при этом проговаривает слоговые цепочки разработанные Б. И. Айзенберг.
Слайд 11: 3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»
Следующий этап автоматизации звука в словах отрабатывались в блоке «Комплекс упражнений с мячом-маятником». Ребенок стоя на балансировочной доске отбивает подвешенный мяч правой, левой, или двумя руками. При этом старается попасть в картинку и произносит соответствующее слово правильно. Здесь отрабатываются слова в таких упражнениях как «Мой, моя, мои», «Живое, неживое», «Какой, какая, какие», «Сколько» и др.
Слайд 12: 4-й блок: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками».
Все эти упражнения отрабатывались в блоке: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками». На кубиках прикреплены картинки с отрабатываемым звуком и ребенок удерживая равновесие на балансире старается попасть в цель мячиком. Здесь самое любимое упражнение у детей «Чего не стало».
Слайд 13: 5-й блок: «Комплекс упражнений с доской с цифрами»
«Комплекс упражнений с доской с цифрами». Оборудование в этом комплексе цифры заменили на карточки и буквы. Здесь используя упражнение «Четвертый лишний» учимся определять звук в слове. Например, необходимо проговорить все слова, которые изображены на карточках, определить слово, в котором нет заданного звука и бросить на эту карточку мешочек. Если в клеточках буквы, ребенок бросает мешочек и произносит слог и придумать слово с этим слогом, Например, отрабатывается звук «Ш», мешочек упал на «А», получается слог «ША», ШАПКА. Такие упражнения сложны для детей, но выполняя их на комплексе вызывает улыбку и восторг и главное результат.
Слайд 14: 6-й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой»
«Комплекс упражнений с цветной планкой» сочетаю с упражнениями по автоматизации звука в стихотворениях и скороговорках. Отбивая цветной планкой мячик, ребенок произносит выученное стихотворение или скороговорку насыщенную отрабатываемым звуком.
Слайд 14: Результаты работы
Сочетание упражнений по автоматизации звуков с комплексом упражнений мозжечковой стимуляции у детей отмечается :
• Улучшение понимания, концентрации внимания, поведения и зрительно-моторной координации;
• Повышение качества автоматизации звуков и способности к планированию и контролю своей деятельности;
• Повышение общего уровня интеллекта и работоспособности на занятиях.
Цель упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти и понимание. В процессе выполнения упражнений на поддержание баланса мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные, сенсорные, зрительные, слуховые, тактильные функции, а также функции моторного планирования и поддержание баланса. Таким образом, количество нейронных связей значительно увеличивается, а передача информации из одного участка мозга в другой улучшается и ускоряется. Что позволяет оптимизировать процесс автоматизации звуков у детей с ТНР.
Литература
1. Архипова Е. Ф. Клинико- педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии. – М. 1997
2. Гладушева О. С., Яковлева М. А. Разговор о здоровье : начало. Н. Новгород,2017 год.
3. Зуева Ю. В., Корсакова Н. К., Калашникова Л. А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL : https://virtualcoglab. cs. msu. su/html/Zueva. Html
4. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами :Афтореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2000.
5. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. – 2003. - №4.
6. Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений. URL :https://mederia.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/