Получи документы

Мозжечковая стимуляция как здоровьесберегающая технология в работе над автоматизацией звуков у детей с ТНР

Ксения Резяпова
Мозжечковая стимуляция как здоровьесберегающая технология в работе над автоматизацией звуков у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ НАД АВТОМАТИЗАЦИЕЙ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ С ТНР

Подготовила: учитель - логопед

МБДОУ Детский сад №1

г. Саров

Резяпова К. А.

Слайд 1: Тема выступления

Публикация «Мозжечковая стимуляция как здоровьесберегающая технология в работе над автоматизацией звуков у детей с ТНР» размещена в разделах

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Слайд 2: Актуальность

В нашем учреждении представлены практически все категории детей с ОВЗ. Так например, в группе для детей с ТНР. Все воспитанники имеют диагноз дизартрия - 14 человек (100%) и ОНР 1-2 уровня речевого развития. Но кроме ресевого диагноза дети имеют НОДА (3 чел. – 22%, с РАС (2чел. – 14%, 4 ребенка с нарушением зрения, СДВГ (10 человек -71%). Контингент группы разнообразен по психофизиологическим особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения.

Слайд 3: Актуальность и теоретическое обоснование

Научные работы последних лет М. М. Безруких, Н. К. Смирновой, В. Ф. Базарного, О. С. Гладышевой, В. И. Ковалько, Г. К. Зайцевой, Т. С. Овчинниковой, А. Г. Швецовой и других посвящены теоретическому обоснованию и внедрению в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций здоровьесберегающих технологий.

Они отмечали, что осуществление образовательного процесса в ДОО в сочетании со здоровьесберегающими технологиями подразумевает такую его организацию, когда при реализации педагогического содержания решаются и задачи сохранения здоровья воспитанников.

Слайд 4: Теоретическое обоснование

Главная педагогическая задача учителя-логопеда - своевременное устранение нарушений речи, т. к. своевременная коррекция звукопроизношения предотвращает проявление вторичных нарушений. Наиболее трудоемким для логопедической практики является автоматизация поставленных звуков у детей с дизартрией.

Проблеме автоматизации звуков у детей-дизартриков были посвящены исследования Е. Ф. Соботович, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Е. Н. Винарской, Н. В. Серебряковой и др. Они отмечали, что дети с дизартрией имеют свои трудности:

- нарушение речи при дизартрии связан с органическим поражением центральной и периферической нервной систем, поэтому дети расторможены, внимание их рассеяно и быстро истощаемы,

- автоматизация звуков обусловливается распадом сложившихся умений;

- однообразие и монотонность работы по автоматизации поставленных звуков снижает интерес ребенка, желание заниматься.

Слайд 5: Теоретическое обоснование

По мнению Карелиной Ирины Борисовны при работе с детьми, имеющими дизартрию, важно решать следующие задачи:

1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность.

2. Улучшить координацию движений и общую двигательную активность ребенка.

4. Содействовать развитию психических функций детей : внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и нормализации речевой функции.

6. Оказывать воспитательное влияние на ребенка и выравнивать его поведенческие реакции.

Слайд 6: Актуальность темы и методическое обоснование

Анализируя современные методы здоровьясбережения остановилась на одном широко обсуждаемом в последнее время методе мозжечковой стимуляции.

Современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.

Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ, выявлены аутичные черты, есть задержки устной, письменной речи, НОДА и др.

Ю. В. Зуева, Н. К. Корсакова и Л. А. Калашникова выдвинули предположение о том, что мозжечок участвует в решении когнитивных задач любого типа, обеспечивая быстрые изменения и регулируя психическую активность при переходе с одних задач на другие.

Слайд 7 Цель и задачи

Основываясь на проделанный анализ научных работ с целью оптимизации процесса автоматизации звуков у детей с дизартрией с помощью комплекса упражнений мозжечковой стимуляции.

Сформулировала задачи:

1. Повышение качества автоматизации звуков в речи.

2. Развитие способности к планированию и контролю своей деятельности.

3. Улучшение концентрации внимания.

4. Развитие зрительно-моторной координации.

3. Повышение работоспособности на занятиях.

Ведущая идея заключается в том, что закрепление звука с использованием в работе комплекса коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка, дает более быструю автоматизацию и сохраняет здоровье воспитанников.

Задачи автоматизации звуков в сочетании с упражнениями по мозжечковой стимуляции реализуются на индивидуальных занятиях. Cредством мозжечковои стимуляции является специально разработанное устройство — балансирующая доска Бильгоу (Белгау).

Слайд 8: Содержание работы

Доктор Фрэнк Бильгоу разработал специальный снаряд – балансировочную доску и придумал целую серию упражнений на ней. Упражнения распределил на 6 блоков, каждый из которых посвящен освоению того или иного элемента оборудования:

1-й блок: «Освоение балансировочной доски Белгоу»;

2-й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»;

3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»;

4-й блок: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками»;

5-й блок: «Комплекс упражнений с доской с цифрами»;

6-й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой».[6].

Такой подход в систематизации работы целесообразен, поэтому работа строится по блокам не нарушая последовательность этапов автоматизации.

Слайд 9: 1-й блок: «Освоение балансировочной доски Белгоу»

На начальном этапе дети учатся балансировать в попытках удержать равновесие, затем удерживая равновесие выполнять упражнения. Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, выполняет приседания, наклоны (вперёд, вбок, повороты туловища, движения головой (поворот головы в сторону, наклоны головы вниз и назад, рисует носом или руками, а может перебрасывается с педагогом небольшим мячом. Угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами, меняя уровень сложности упражнений.

После освоения балансировочной доски предлагается выполнять знакомые упражнения, сопровождая их речевыми упражнениями по автоматизации звука изолировано и в слогах. На этом этапе с ребенком отрабатываются серии упражнений по автоматизации звуков Б. И. Айзенберг из пособия «От звука к речи».

Слайд 10: 2-й блок: «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками»

Задачи этапа автоматизации поставленного звука на уровне слога отрабатывались и в блоке «Комплекс упражнений с сенсорными мешочками». Ребенок стоя на балансире принимает мешочки разные по весу одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку, подкидывает в верх и ловит двумя или одной рукой, и при этом проговаривает слоговые цепочки разработанные Б. И. Айзенберг.

Слайд 11: 3-й блок: «Комплекс упражнений с мячом-маятником»

Следующий этап автоматизации звука в словах отрабатывались в блоке «Комплекс упражнений с мячом-маятником». Ребенок стоя на балансировочной доске отбивает подвешенный мяч правой, левой, или двумя руками. При этом старается попасть в картинку и произносит соответствующее слово правильно. Здесь отрабатываются слова в таких упражнениях как «Мой, моя, мои», «Живое, неживое», «Какой, какая, какие», «Сколько» и др.

Слайд 12: 4-й блок: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками».

Все эти упражнения отрабатывались в блоке: «Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками». На кубиках прикреплены картинки с отрабатываемым звуком и ребенок удерживая равновесие на балансире старается попасть в цель мячиком. Здесь самое любимое упражнение у детей «Чего не стало».

Слайд 13: 5-й блок: «Комплекс упражнений с доской с цифрами»

«Комплекс упражнений с доской с цифрами». Оборудование в этом комплексе цифры заменили на карточки и буквы. Здесь используя упражнение «Четвертый лишний» учимся определять звук в слове. Например, необходимо проговорить все слова, которые изображены на карточках, определить слово, в котором нет заданного звука и бросить на эту карточку мешочек. Если в клеточках буквы, ребенок бросает мешочек и произносит слог и придумать слово с этим слогом, Например, отрабатывается звук «Ш», мешочек упал на «А», получается слог «ША», ШАПКА. Такие упражнения сложны для детей, но выполняя их на комплексе вызывает улыбку и восторг и главное результат.

Слайд 14: 6-й блок: «Комплекс упражнений с цветной планкой»

«Комплекс упражнений с цветной планкой» сочетаю с упражнениями по автоматизации звука в стихотворениях и скороговорках. Отбивая цветной планкой мячик, ребенок произносит выученное стихотворение или скороговорку насыщенную отрабатываемым звуком.

Слайд 14: Результаты работы

Сочетание упражнений по автоматизации звуков с комплексом упражнений мозжечковой стимуляции у детей отмечается :

• Улучшение понимания, концентрации внимания, поведения и зрительно-моторной координации;

• Повышение качества автоматизации звуков и способности к планированию и контролю своей деятельности;

• Повышение общего уровня интеллекта и работоспособности на занятиях.

Цель упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти и понимание. В процессе выполнения упражнений на поддержание баланса мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные, сенсорные, зрительные, слуховые, тактильные функции, а также функции моторного планирования и поддержание баланса. Таким образом, количество нейронных связей значительно увеличивается, а передача информации из одного участка мозга в другой улучшается и ускоряется. Что позволяет оптимизировать процесс автоматизации звуков у детей с ТНР.

Литература

1. Архипова Е. Ф. Клинико- педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии. – М. 1997

2. Гладушева О. С., Яковлева М. А. Разговор о здоровье : начало. Н. Новгород,2017 год.

3. Зуева Ю. В., Корсакова Н. К., Калашникова Л. А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL : https://virtualcoglab. cs. msu. su/html/Zueva. Html

4. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами :Афтореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2000.

5. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. – 2003. - №4.

6. Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений. URL :https://mederia.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Игры для детей для закрепления звуков Игры для детей (на закрепление звуков) Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с играми, в которые мы с ребятами.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Сухой бассейн — простая технология оздоровления для всех детей.Сухой бассейн — простая технология оздоровления для всех детей. Сегодня придумано очень много интересных приспособлений для игр. Отличным местом развлечения, которое одновременно обладает оздоровительным.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мозжечковая стимуляция как здоровьесберегающая технология в работе над автоматизацией звуков у детей с ТНР
Опубликовано: 15 ноября 2020 в 22:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мозжечковая стимуляция как здоровьесберегающая технология в работе над автоматизацией звуков у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Резяпова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД