Елена Багнюк
Мозговой штурм. Разработка и стратегия воспитательной деятельности в соответствии с рабочей программой воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Мозговой штурм
для воспитательского коллектива
Разработка и стратегия воспитательной деятельности в соответствии с рабочей программой воспитания «ГОУ Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»
составил председатель методического объединения Багнюк Е. С.
Цель – закрепление связи теоретических знаний с практикой.
Задачи:
стимулирование творческой активности педагогов; формирование профессиональных навыков и компетенций;
Публикация «Мозговой штурм, Разработка и стратегия воспитательной деятельности в соответствии с рабочей программой воспитания» размещена в разделах
установление взаимодействия между педагогами, работа в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Вопрос Когда была разработана примерная программа воспитания? Основания разработки (слайд 3)
Программа была разработана в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания. Она призвана помочь педагогам страны выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г.
В 2019 году программа была зарегистрирована в Единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (№ гос. регистрации АААА-Г19-619070900024-2 от 15.08.2019).
А 2 июня 2020 года программа была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Основания для разработки программы воспитания (слайд 4)
31 июля 2020 года принят закон N 304-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
Вопрос что нового увидели в программе? (5, 6 слайды)
Вопрос Назовите единые разделы программы (слайд 7)
«Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
«Цель и задачи воспитания».
«Виды, формы и содержание деятельности».
«Основные направления самоанализа воспитательной работы».
Особенные приложения:
Календарные планы воспитательной работы
Пролистать слайды 8, 9, 10
Какие модули являются инвариантными? (слайд 11)
.Инвариантными (обязательными) модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», Самоуправление» и «Профориентация» (два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования).
Вопрос Какие модули являются вариативными (слайд 12)
Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды» и др. модули по выбору образовательной организации.
Вопрос: Каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы? Планируется ли разработка мониторинга результативности воспитательной деятельности образовательной организации? Что вы сами рекомендуете использовать? (слайд 13, 14, 15)
Ответ: Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы» предполагает не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления. Сейчас разрабатываются критерии и инструментарий проведения внутреннего мониторинга реализации программы воспитания – самоанализа школой осуществляемой в ней воспитательной работы. Общие рекомендации и пример анкеты представлены в методических рекомендациях, размещенных на сайте Института развития стратегии образования РАО (https://form.instrao.ru)
Вопрос: Как на практике следует использовать программу воспитания конкретной школы? Какие технологии использовать? (ответы и плюс слайды с 15-21 листай)
Ответ:Она позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания.
Вопрос: Как регламентируется разработка и реализация рабочих программ воспитания? (слайд 23)
Ответ: Разработка рабочих программ воспитания осуществляется вместе с разработкой основных образовательных программах НОО, ООО, СОО
Основание:
1) 304-ФЗ от 31 июля 2020 г (не позднее 1 сентября 2021 года все образовательные программы подлежат, приведению в соответствие с положениями Федерального закона)
2)Приказ Минпрсвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
Вопрос: Программа воспитания должна быть единая и в ней прописывается организуемый в ОО воспитательный процесс на 3-х уровнях образования? Каким образом «положить» Рабочую программу воспитания в три ООП (НОО, ООП ООО и ООП СОО? (слайд 24)
Ответ: Да. Конкретизация воспитательной работы по уровням образования (как того требует ФГОС) осуществляется лишь в календарных планах воспитательной работы. Разработчики примерной программы воспитания рекомендуют разрабатывать единую общешкольную рабочую программу воспитания и дополнить ее тремя календарными планами воспитательной работы (для НОО, ООО и СОО). Получившиеся три модификации одной и той же программы, дополненные конкретными (по каждому уровню образования) календарными планами «положить» в ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО.
Вопрос: Обязательно ли включать все модули примерной программы в свою рабочую программу?
Ответ: Образовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. Каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Тот или иной дополнительный модуль включается в программу при следующих условиях: новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов, эта деятельность является значимой для школьников и педагогов, эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой
Вопрос: На какие сроки разрабатывается рабочая программа воспитания и перечень конкретных воспитательных мероприятий?
Ответ: Рабочие программы разрабатываются на период, соответствующий уровню образованию (начальное; основное: среднее).
К рабочей программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования. Каждый год он может изменяться.
Вопрос: Где в программе фиксировать работу с детьми группы риска? Как в программе отражать работу по профилактике безнадзорности и правонарушений? Для детей с ОВЗ должны быть отдельные планы?
Ответ: Разработчики примерной программы воспитания отвечают на этот вопрос таким образом: «В идеале программа воспитания нацелена на минимизацию числа таких детей, но мы понимаем всю сложность такой задачи. Работа с такими детьми, как и работа по профилактике безнадзорности и правонарушений может быть представлена в различных модулях, там, где это уместно». Планирование работы – компетенция самой организации. Поэтому виды и формы планов определяет сама организация. Но при этом учитываются рекомендации по организации работы с различными категориями детей.
Вопрос: Где можно найти текст программы воспитания? Где размещены методические рекомендации в помощь разработчикам рабочих программ?
Ответ: Познакомиться с Примерной программой и методическими материалами можно:
1) на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» https://form.instrao.ru / или по ссылкам :
- Примерная программа воспитания . >>
- Методические рекомендации по разработке программ воспитания . >>
- Примеры модульного наполнения раздела «Виды, формы и содержание деятельности» . >>
- Методическое пособие Воспитание в современной школе : от программы к действиям . >>
2) Также методические материалы представлены на сайте ГАУ ДПО СОИРО. Ссылка: https://www.dpo-smolensk.ru/struktura-2020/Kafedry/arhiv/resurs_kaf-vospitaniya/12-prim-progr.php
Вопрос: Где можно посмотреть варианты сетки-плана для классов. Таблица для школы есть, а вот дальше по классам нет. Есть ли варианты такого планирования?
Ответ: Примерная программа воспитания задает структуру и содержание рабочей программы воспитания школы, включая структуру календарного плана (плана-сетки). Далее предполагается, что школа сама определится с требованиями к структуре и содержанию планов классных руководителей (классов). Тем более, что в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно разрабатывает требования к таким документам, закрепляя это в локальных актах ОО.
Вопрос: Как отразить в рабочей программе возрастные особенности детей? Названия мероприятий должны ли отражать особенности возраста?
Ответ: В примерной программе воспитания четко прописаны целевые ориентиры для каждого уровня образования (для каждой возрастной группы детей). Именно целевые ориентиры задают содержание рабочей программы воспитания в соответствии с возрастом детей. Рабочие программы, как и образовательный процесс в целом, строятся с учетом возрастного подхода.
В соответствии с государственным заданием Министерства просвещения Российской Федерации на 2021–2022 гг. в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (далее — Институт) проведено обновление примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, подготовленной в 2020 г.
Основанием для обновления послужили результаты окружных совещаний по вопросам разработки и реализации программ воспитания в школах, проведённые в августе 2021, на которых от участников поступило большое количество предложений и комментариев по доработке примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций.
Наиболее значительные корректировки внесены в части формулировок ценностно-целевых ориентиров воспитания детей в общеобразовательных организациях с учётом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное, а также в связи с существенным обновлением нормативно-правовой базы воспитания в Российской Федерации (принятие значимых для воспитания изменений в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020-2021 гг., утверждением новых ФГОС начального общего и основного общего образования в 2021 г.).
Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Рекомендует дорабатывать рабочие программы общеобразовательных организаций вашего субъекта Российской Федерации в соответствии с данной примерной рабочей программой воспитания.
Уважаемые коллеги, на этом сайте вы найдете актуальную информацию о программе воспитания для образовательных организаций общего образования. https://form.instrao.ru