Марина Борисова
Моё самообразование «Развитие диалогического общения в группе разновозрастных детей»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования по теме :
«Развитие диалогического общения в группе разновозрастных детей»
Пояснительная записка
Актуальность:
Публикация «Моё самообразование „Развитие диалогического общения в группе разновозрастных детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития диалогического общения детей. Развития диалогической речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Тема моего самообразования – «Развитие диалогического общения в группе разновозрастных детей», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для детей в разновозрастных группах, ведь овладение правильной диалогической речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие диалогического общения у детей считают одной из главных задач, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание ребёнка свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем.
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры, сказкатерапия.
Цель: Повышение профессионального уровня по изучению способов, методов и приёмов активизации диалогического общения в группе разновозрастных детей.
Задачи:
• Развитие активной речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
• Совершенствовать диалогическую форму речи.
• Формировать грамматический, лексический строй речи;
• Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
• Формирование разговорной (диалогической) речи
• Приобщение к детской художественной литературе
• Развитие регулятивной функции речи (выполнение речевых инструкций как основы произвольного поведения)
• Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
• Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Предполагаемый результат: увеличить эффективность развитие диалогического общения в группе разновозрастных детей посредством общения со сверстниками и взрослыми в условиях учреждения.
Форма самообразования : индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
1. Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме.
2. Посещение открытых занятий у воспитателей своего учреждения и района.
3. Посещение педсоветов, семинаров, методических объединений.
4. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе.
5. Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег.
6. Апробация разработанного комплекса методик на практике. Внесение необходимых коррективов.
Практический выход: Памятки, консультации, доклады, открытый просмотр, и т. д. Форма отчета по проделанной работе: сообщение на методическом объединении; презентация по теме.
СРОКИ САМООБРАЗОВАНИЯ. Начало: 02. 09. 2016г. Предполагается закончить 30.05.2017 г.
Этапы Сроки Содержание деятельности
Результат (практический выход)
Подготовительный
02.09.16г. -
30.05.17г.
Изучение научно-методической литературы и интернет ресурсов по данной теме.
Подобрать и разработать комплекс методик по данной теме;
Подбор и изучение литературы по теме;
Конспекты игр, занятий, пальчиковые игры, потекши, дидактических игр и упражнений; привлечение к культурному общению.
Основной Октябрь Апробировать комплекс методик, разработанный по данной теме. Реализация на практике.
В течение года Активизация детей для участия в обыгрывании ситуаций на занятиях, в беседах, сюжетно - ролевых играх.
Формирование грамматического строя языка ребенка, обогащение и активизация словаря
Октябрь - Март. Посещение открытых занятий.
Составление анализа посещаемых занятий. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.
Ноябрь Обыгрывание инсценировок, разучивание стихотворений к празднику «День Матери» Развитие всех компонентов речи.
В течение года Изучение работ в интернете, а так же методик и технологий педагогов в интернете. Размещение своих работ на сайтах. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.
Декабрь
Обыгрывание инсценировок, разучивание стихотворений к Новогоднему празднику Развитие всех компонентов речи
Январь
Сказкатерапия: чтение – рассуждение «Сказки о Волшебных зеркалах»
Обыгрывание сказок по сюжетным картинкам. Активизация словаря развитие диалогической речи между детьми.
Февраль, март Подготовка сюжетных картинок к сказкам: («Теремок», «Колобок», «Репка»). Участие Активизация словаря развитие диалогической речи между детьми.
Март
Работа с загадками, пословицами, поговорками. Разучивание чистоговорок. Подготовка картотеки. Использование картотеки на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.
Апрель
Подготовить конспект и провести открытое занятие по теме: «Учимся строить отношения» Конспект занятия.
Оценка педагогами моей работы.
Заключительный Май Отчёт по теме самообразования, выступление на метод. объединении. Поделится опытом с коллегами.
Список используемой литературы:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
2. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего возраста с литературными произведениями: Автореф. дис….канд. психол. наук. М., 1986. 3. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
4. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –СПб. :речь; М. :Сфера, 2011.
5. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
6. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
7. Интернет сайты: maam.ru, https://nsportal.ru
8. Журнал «Дошкольное воспитание»
9. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
10. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
11. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.