Инга Пестерева
Мониторинг умений детей 4–5 лет творческому рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
Умение – освоение субъектом способа выполнения действия, обеспечиваемого совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только привычных, но и в изменившихся условиях
Творческое рассказывание - Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Публикация «Мониторинг умений детей 4–5 лет творческому рассказыванию» размещена в разделах
Цель: осуществить мониторинг умений детей 4-5 лет творческому рассказыванию.
Задачи:
1задача-Определить криториально - уровневые характеристики – (компоненты, критерии, показатели, диагностический инструментарий) умений детей 4-5 лет творческому рассказыванию.
2 задача - определить состояние практики ДОУ в аспекте умений детей 4-5 лет творческому рассказыванию.
3 задача - выявить готовность к взаимодействию родителей с ДОУ в умении детей 4-5 лет творческому рассказыванию.
Для решения первой задачи, на основании изучения психолого-педагогической литературы, нами выделены были компоненты, критерии (авт. Логинова, Саморукова, показатели (автор Н. Е. Веракса)
Компоненты, критерии, показатели умений детей 4-5 лет творческому рассказыванию через сказку.
Таблица 1
Компоненты Критерии Показатели
1
Когнитивный
Характеризует объем суждений, эталону образцу.
-Выделяет, обобщает характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.
2
Эмоционально – волевой.
Интерес, творческая направленность.
-Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок.
-Проявление характерных пантомимических реакций на художественные произведения.
-Выявляет желание на преобразование сказки.
3 Деятельностный компонент Способы -Освоение способа придумывать окончание рассказа.
-Освоение способов отражать конкретные события окружающей действительности, Объединение их в сюжет
Высокий уровень – Выделяет, обобщает характерные признаки предметов и явлений окружающего мира. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок.
Проявляет характерные пантомимические реакции на художественные произведения. Освоил способы придумывания окончаний рассказов.
Средний уровень - С помощь педагога эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок. Не доказательно характеризует пантомимические реакции на художественные произведения. Не полно освоил способы придумывания окончаний рассказов.
Низкий уровень - характеризуется набором однотипных, одноуровневых игровых действий, повторяемых с разными игрушками. Событие, которое предлагает взрослый, ребёнком не развивается. Ребенок не только самостоятельно не может построить сюжет игры, но и не может включиться в реализацию замысла партнёра по игре.
Диагностический инструментарий : для решения когнитивного компонента, нами были использованы следующие методики - программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса.
Методы: наблюдения (цель, опрос, беседа, анализ.
Для решения 2-ой задачи нами было осуществлено следующее:
2.1 Анкетирование воспитателей с целью выявления информированности об умениях детей 4-5 лет творческому рассказыванию.
(см. приложение №1, анкета ….)
2.2 Анализ календарного, перспективного планирования воспитателей (см. приложение №2)
2.3 Наблюдение за организацией педагогического пространства детей в группе
с целью отследить умений детей 4-5 лет творческому рассказыванию.
(критерии наблюдений, см. приложение № 3)
Для решения третьей задачи мы использовали следующие методы мониторинга
3. 1 Беседа, (приложение №4)
3.2 Анкетирование (приложение №5)
Анализ результатов мониторинга
1. Диаграмма показателей умений детей 4-5 лет творческому рассказыванию.
(рисунок диаграммы)
2. Оценивая состояние практики мы пришли, к следующему заключению:
2.1 Педагогами не в полной мере учитываются индивидуальные особенности проявления умений детей создавать игровой сюжет во время организационной и самостоятельной игровой деятельности;
2.2 Анализ календарного плана образовательной работы свидетельствует, что развитее умений творческому рассказыванию детьми 4-5 лет ведётся не систематически.
2.3 Наблюдение за организацией педагогического пространства детей в группе
с целью отследить умений детей 4-5 лет творческому рассказыванию, показали, что воспитатели не всегда знакомы или не знакомы вовсе с индивидуальными проявлениями умений к творческому рассказыванию своих воспитанников.
3. Анализируя готовность к взаимодействию родителей, мы пришли к следующим выводам: Большинство родители не осознают необходимость умений детей 4-5 лет творческому рассказыванию. Они не участвуют в сюжетно – ролевых играх своих детей, аргументируя отсутствием свободного времени. Родители не предлагают детям совместно составить рассказы. Такое безразличное отношение к умению творческому рассказыванию привело к однообразию и ограничению сюжетов игр и сюжетосложению.
Разработать мероприятия совместно с родителями.
1 Изготовление совместно родителей и детей книжек – малышек на тему: «Сказки на новый лад»
2 Проект совестной работы: педагог, дети, родители,
на тему: «Мы – сказочники».
Таблица №2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО МОНИТОРИНГУ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 4-5 лет творческому рассказыванию.
Компоненты Характеристика модулей
Целевой модуль
Цель: формировать умение детей 4-5 лет творческому рассказыванию.
Задачи:
1. Расширять представления о способах построения сюжета как систему событий.
2. Развитие эмоциональной отзывчивости на эмоциональное состояние персонажей сюжета.
3. Обучать способам творческого рассказывания.
Процессуально–
деятельностный
модуль Участники процесса: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
I этап: мотивационный (подготовительный)
Задачи:
1. Создавать положительно - эмоциональное отношение и вызывать интерес к художественной литературе.
2. Расширять представления о способах построения сюжета как систему событий.
II Этап. Основной.
Задачи:
1. Осваивать способы придумывать окончание рассказа
2. Осваивать способы отражения конкретных событий окружающей действительности, объединение их в сюжет,
Методы:
-словесное «вспоминание» сказки;
-придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистичных элементов;
-разветвление нового сюжета с разноконтекстными ролями;
-придумывание новых историй на основе реалистических событий.
Формы работы: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.
Последовательность: поэтапная реализация каждого блока.
Воспитатели:
- Семинар практикум.
- Тренинг
Родители:
- Изготовление совместно родителей и детей книжек – малышек на тему: «Сказки на новый лад»
-Проект совместной работы: дети, родители,
на тему: «Мы – сказочники».
Содержательный I БЛОК «Мир игрушек»
II БЛОК «Наша сказка»
III БЛОК «Винегрет сказок»
Диагностическо –
результативный
модуль Результат: повышение уровня сформированности умение детей 4-5 лет творческому рассказыванию.
Диагностические методы: мониторинг сформированности умение детей 4-5 лет творческому рассказыванию.
Родители: обеспечено устойчивое взаимодействие с родителями с целью развития умение детей 4-5 лет творческому рассказыванию.
Воспитатели: повешение качества развития умений детей 4-5 лет творческому рассказыванию.
Литература:
1. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
2. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»- М. : Мозаика- Синтез, 2008 – 2010.
3. «Знакомим дошкольников с литературой» /О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш-М. :2000г. /
4. «Обучение рассказыванию в детском саду» /Э. П. Короткова-М. :1978г. /
5. «Развитие речи и творчества дошкольников» /Игры, упражнения…./ О. С. Ушакова-М. :2001г.
6. «Речь и речевое общение» /А. Г. Арушанова-М. :1999г. /