Елена Викторовна Косторнова
Мониторинг по результатам исследования детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы
В феврале 2016г. было проведено исследование эмоциональной стороны отношений родителей с детьми. В опросе приняли участие 41 человек. В качестве диагностического инструмента был использован модифицированный опросник ОДРЭВ, разработанный Е. И. Захаровой, позволяющий выявлять выраженность характеристик эмоциональной стороны взаимодействия в каждой конкретной диаде. Опросник содержит 66 утверждений, раскрывающих выраженность характеристик эмоциональной стороны взаимодействия у родителей: понимание причин этого состояния; безусловное принятие; преобладающий эмоциональный фон взаимодействия; оказание эмоциональной поддержки; ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия; умение воздействовать на состояние ребенка.
Публикация «Мониторинг по результатам исследования детско-родительских отношений» размещена в разделах
Результаты исследования
Характеристики эмоциональной стороны детско-родительских отношений положительные
ответы
отрицательные ответы
2013-
2014 2014-2015 2015-2016 2013-
2014 2014-2015 2015-2016
1. Понимание причин этого состояния 3.9 3.3 3.0 2.1 2.5 3.8
2. Безусловное принятие 3.84 4.5 3.3 2.3 1.8 2.2
3. Эмоциональный фон взаимодействия 3.66 4.3 4.4 2.25 2.1 1.3
4. Эмоциональная поддержка 3.86 4.8 4.6 2.33 2.0 1.5
5. Ориентация на состояние ребенка 3.22 3.2 3.0 2.5 2.3 2.8
6. Способность воздействовать на состояние ребенка 3.78 4.5 3.1 2.5 2.1 3.6
Средний балл 3.71 4.1 3.6 2.33 2.1 2.5
Анализ исследования :
Анализ эмоциональной стороны детско-родительских отношений показал, что родители способны воспринимать состояние ребенка и понимать причины данных состояний, а также способны к сопереживанию. Анализ полученных данных показывает, что родители легко распознают эмоциональное состояние своего ребенка. Показатели характеристики - понимание причин состояния ребенка (3,0) у родителей стали ниже. Из этого следует, что родители чувствительны к эмоциональному состоянию детей, но не всегда могут понять причины различных эмоциональных переживаний, способны сопереживать своему ребенку.
Эмоциональное принятие отражает характер реагирования взрослых на то или иное состояние ребенка и раскрывается с помощью следующих характеристик: безусловное принятие (3,3); преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (4.4). Все вышеперечисленные характеристики имеют высокие показатели. Это свидетельствует о том, что взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста характеризуется положительными чувствами, наличием эмпатии, благоприятным эмоциональным фоном, принятием ребенка и положительным отношение к себе как к родителю.
Поведенческие проявления, являющиеся интегративными характеристиками эмоциональной стороны взаимодействия, представлены; оказанием эмоциональной поддержки (4.6); ориентацией на состояние ребенка при построении взаимодействия (3,0); умением воздействовать на его состояние (3,1). Из данных показателей следует, что родители достаточно хорошо знают особенности ребенка, умеют распознавать его состояние, понимают его чувства. Но с некоторыми родителями необходимо провести индивидуальные беседы. Однако ряд характеристик, показатели которых получили относительно низкое значение, делают картину не столь благополучной. Например, на фоне представлений родителей о высокоразвитой способности распознавать эмоциональное состояние ребенка, настораживает низкая степень их ориентации это состояние при построении взаимодействия – показатель по данной шкале получил самое низкое значение (3,0). Можно предположить, что хорошо понимая состояние ребенка, родители не всегда учитывают его, а гораздо чаще ориентируются на собственное состояние, настроение и требования. Возможно, это происходит в силу того, что движимые идеей воспитания, родители часто недооценивают возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Средние показатели отмечаются у родителей и по таким шкалам, как эмоциональный фон (4.4, умение воздействовать на состояние ребенка (3,1). Из чего следует, что, не всегда понимая и разделяя чувства ребенка, родители редко выражают солидарность детским проблемам, не видят необходимости и не умеют помочь в их решении. Они считают себя достаточно компетентными, хорошо понимающими причины состояний ребенка, однако не умеющими воздействовать на них.
Таким образом, высоко оценивая свою способность воспринимать состояние ребенка (максимальный балл, родители не ориентируются на состояние ребенка в ситуации взаимодействия (минимальный балл). В целом взаимодействие в диаде складывается благоприятно, о чем свидетельствует положительный эмоциональный фон. Однако явно прослеживается тенденция воспринимать ребенка в качестве объекта воздействия, подчинять его личным планам и собственному настроению, не воспринимая его как равноправного партнера взаимодействия. Причем игнорирование эмоционального состояния ребенка происходит не в силу испытываемых родителями сложностей распознавания этого состояния, а под влиянием убежденности в необходимости осуществления своей воспитательной функции.
Таким образом, изучение эмоциональной стороны взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста позволило выявить как положительную, так и отрицательную сторону данных характеристик. Данные, полученные в процессе исследования, позволяют утверждать, родители чувствительны к эмоциональному состоянию детей, понимают причины эмоциональных переживаний ребенка и способны сопереживать ему. Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста характеризуется положительными чувствами, наличием эмпатии, благоприятным эмоциональным фоном, принятием ребенка и положительным отношение к себе как к родителю. Негативным моментом является нежелание родителей учитывать эмоциональное состояние ребенка, преобладающая ориентация на собственное состояние, настроение и требования. Не всегда родители, понимая и разделяя чувства ребенка, выражают солидарность детским проблемам и не всегда умеют помочь в их решении.
Рекомендации:
Ознакомить воспитателей группы с результатами исследования и рекомендовать темы для обсуждения на родительском собрании.
Провести индивидуальные консультации с родителями. В некоторых семьях улучшить рефлексию взаимоотношений родителей и ребенка.
Сформировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребенка.