Евгения Самсоненко
Тренинг детско-родительских отношений «Понять, принять, любить!»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Самсоненко Е. И.
Место проведения: МБДОУ №49 "Золотой петушок" г. Симферополя в подготовительной группе № 04 «Звездочка».
Цель: помочь родителям осознать такой важный аспект в детско-родительских отношениях, как психосоматика. Продемонстрировать кинезиологические и телесные упражнения, помогающие активизировать различные участки коры головного мозга (что особенно важно для детей-логопатов, развивать межполушарные связи. Расширить представления о влиянии эмоционального состояния на развитие познавательных процессов, познавательного интереса и активности ребенка в познании окружающего мира и в процессе социализации ребенка.
Публикация «Тренинг детско-родительских отношений „Понять, принять, любить!“» размещена в разделах
Содержание тренинга
Теоретическая часть, раскрывающая понятие «психосоматика» и психосоматические расстройства.
Психосоматические расстройства у детей являются важной проблемой практического здравоохранения. Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Возникновение и дальнейшее развитие психосоматических нарушений приводит к становлению большинства патологических состояний, особенно в ранние возрастные периоды, что требует максимально ранней диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко как бы взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев и утяжеляют проявления основного заболевания (соматического или психического). Это препятствует адекватной коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольника, что в свою очередь осложняет дальнейший процесс адаптации к школе.
Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются:
- срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или крута общения);
- неправильное построение режима для ребенка;
- неправильные воспитательные приемы;
- отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;
- создание односторонней аффективной привязанности;
- отсутствие единого подхода к ребенку.
Все эти и подобные отрицательные переживания закрепляются на уровне тела (различных групп мышц).
Поэтому так важно своевременно понять причины детского беспокойства, частой смены настроений, непредсказуемого агрессивного поведения, демонстративного поведения.
Для детей (и для взрослых тоже) важны телесные контакты и ощущение защищенности. На это указывает известный американский семейный психотерапевт Вирджиния Сатир:
«Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания»
Но оказывается, Вирджиния Сатир в оригинале шла еще дальше, и говорила, что восемь объятий — это для поддержания самочувствия, а для полноценного личностного развития и формирования самодостаточности нужно целых двенадцать объятий в день!
Сегодня мы познакомимся с некоторыми упражнениями, позволяющими удовлетворить такую потребность.
Упражнение «Уши»
Цель - энергизация мозга. 1. Энергично разотрите ладони до ощущения тепла и приложите их к ушным раковинам.
Повторите эти действие 5 раз. 2. Затем мягко расправьте и растяните рукой внешний край каждого уха в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассируйте участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице-5 раз.
Упражнение «Ухо-нос»
Левой рукой надо взяться за кончик носа, а правой рукой- за противоположное ухо. Далее одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Это упражнение также развивает концентрацию, устойчивость и переключение внимания.
Упражнение «Летний дождь»
В сопровождении текста и музыкальной записи выполняются различные (соответствующие тексту) касательные действия на спине у сидящего впереди соседа. Был ясный солнечный день. Небо было чистым, голубым, ярким. Вдруг налетел сильный ветер, небо затянулось темными серыми тучами… Пошел сначала редкий и мелкий дождик, а затем постепенно дождь усиливался, стучат все чаще и чаще и вот уже дождь льет сильными непрерывными струями, а по земле текут сплошные потоки воды. Вода бежит быстро-быстро, потоки воды мощные, вода бурлит и смывает всю грязь, скопившуюся на земле. Очищается земля, очищается природа, очищаемся и мы с вами. Дождь постепенно затихает, капли падают все реже и реже, успокаивается природа, успокаиваемся и мы. Упражнение заканчивается дыхательным упражнением, в сопровождении слов: «Дышится легко, ровно, глубоко».
Следующим предлагается ряд упражнений на расслабление и заряд положительной энергией.
Телесное упражнение на материнское заземление.
Ребенок лежит на спине, ногами упирается вниз живота мамы. Руки на животе, таким образом легче контролировать ровность и глубину дыхания. Выполнив дыхательное упражнение с закрытыми глазами, ребенок и мама слушают текст медитативного упражнения в сопровождении спокойной музыки «Океанический релакс».
Упражнение «Моя жемчужина»
Психолог: представьте себе, что вы находитесь на берегу океана. На чистом голубом небе ярко светит солнышко, вода в океане тихая и спокойная, вы отдыхаете на берегу и любуетесь, как на желтые песок медленно набегают волны и также медленно откатываются назад. Но не всегда океан бывает таким спокойным. Бывает так, что налетит сильный ветер, небо затянется темными тучами, поднимется сильный ветер.
Поднимаются огромной высоты волны и с силой обрушиваются на берег. Страшно тогда подходить к океану. Но какая бы погода не была на поверхности, н дне океана всегда тихо и спокойно. Давай и мы с тобой совершим путешествие на дно океана и встретимся там с жемчужиной твоей души. Мы опускаемся все ниже и ниже. Вот мимо нас стайкой проплывают золотые рыбки, весело помахивая плавничками. А вот морской конек плывет по каким-то своим важным делам. А опускаемся все ниже и ниже.
И вот мы уже коснулись ногами твердой поверхности морского дна океана. Посмотри вокруг, какая красота! Водоросли диковинных цветов, кораллы, камни, покрытые водорослями. На одном из камней в красивой раковинке лежит жемчужина. Посмотри, какого она цвета, какого размера? Поднеси ее к своему уху, сейчас она скажет тебе что-то очень важное о тебе самом: какой ты добрый, уникальный и неповторимый, какой ты талантливый, умный и красивый. Как нет на земле двух одинаковых жемчужин, так нет и двух абсолютно одинаковых людей. Ты можешь попросить жемчужину о чем-то самом-самом сокровенном, и она обязательно исполнит твою мечту. Теперь бережно положи жемчужину на место, попрощайся с ней. А нам пора возвращаться домой, в детский сад. Я буду медленно считать до 10, ты будешь дышать ровно и спокойно, и на счет 10 окажешься на поверхности океана, откроешь глаза и возвратишься в детский сад.
Упражнение «Розовый куст»
С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете - лотос, в Европе и Персии - роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.
Обычно Высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но более всего стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка - развитие от бутона до раскрывшейся розы.
Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я».
Созерцание видеоролика «Розовый куст»
Обратная связь, родители и дети делятся своими ощущениями и впечатлениями о прочувствованном и услышанном.
При расставании родителям предлагается памятка «Упражнения, улучшающие мыслительную деятельность»
Упражнения, улучшающие мыслительную деятельность, синхронизирующие работу полушарий, способствующие улучшению запоминания, повышающие устойчивость внимания, улучшающие навыки чтения и письма, интегрирующие работу глаз и рук, формирующие визуальное и пространственное восприятие
(Для детей с 6 лет)
1. «Качание головой». (Упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Выполнять 30 секунд.
2. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. (в прямом и обратном порядке).
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
3. «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.
4. «Зеркальное рисование». Рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (на чистом листе бумаги, в воздухе).
5. «Ухо-нос». Левой рукой надо взяться за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Далее одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
6. «Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Ребенок должен двигать пальцем, на который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
7. «Реципрокная (перекрестная, разнонаправленная) координация рук.
Инструкция: «Положи руки на стол (одна рука в кулак, другая в ладошку). Делай, как я». Несколько раз вы делаете вместе с ребенком реципрокные смены кулака и ладони, потом предлагаете ему сделать это самостоятельно.
8. «Ленивые восьмёрки». (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
9. «Перекрестное марширование». Сделать 6 пар перекрестных движений «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторить «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторить упражнение перекрестно.
10. «Уши». Цель: энергизация мозга. Мягко расправьте и растяните рукой внешний край каждого уха в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассируйте участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице-5 раз.
11. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
12. «Моргание» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
13. «Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
14. «Телесные упражнения» (Выполняются идя):
Отработка сочетающихся движений глаз, языка и рук
• Руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по правому колену, левая рука- по левому колену. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем в противоположную от руки сторону. Челюсти сильно сжать.
• Скрещенные руки лежат на коленях; попеременно правая рука ударяет по левому колену, левая рука – по правому колену. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, а затем в противоположную от руки сторону. Рот максимально открыт, язык спрятан.
• Выполняются сочетающиеся движения рук, глаз и языка таким образом, что руки двигаются в последовательности, описанной выше, а глаза в ту же сторону, что и язык, а затем - в противоположную сторону.
Используемая литература:
1. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения М. : ТЦ Сфера, 2003. 288 с. ;
2. Елена Подольская: Формы оздоровления детей 4-7 лет. Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы зарядок: Учитель, 2014 г. 207 с. ;
3. Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон "Гимнастика мозга". Книга для учителей и родителей.