Екатерина Козина
Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и
Публикация «Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников» размещена в разделах
практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение.
Для маленького ребенка семья — это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.
Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым и лицемерным.
По мнению А. Я. Варга, В. В. Столина, родительские отношения — это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.
Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекала внимание многих психологов самых различных школ и направлений. Подчеркивая решающую роль отношения с близким взрослым для развития ребенка, сами эти отношения, однако, не являются предметом исследования ни в деятельностным, ни в культурно-историческом подходе. Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт практической работы в сфере детско-родительских отношений (Э. Г. Эйдемиллер, А. В. Захаров, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская и многими другими, который, как правило, описывается и интерпретируется в терминах западной психологии.
Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения : родителей к ребенку —родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н. И. Буянов, А. Я. Варга, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс, И. М. Марковская, А. С. Спиваковская, Т. В. Якимова и др.).
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным
как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.
Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной
степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства, как социального института.
Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их
отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и
динамику развития. Если применительно к супружеским отношениям можно
говорить о принципиальном равенстве партнеров —как в отношении генезиса, так и развития и реализации эмоциональной связи, —то в случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви оказывается различной.
Анализ психолого-педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему исследования: в данном возрасте закладываются основные установки поведения ребенка, которые проявляют себя в различных видах девиантного и аддитивного поведения. В связи с этим высокий уровень конфликтности старших дошкольников требует своевременного выявления и коррекции.
Внутри данной проблематики исследования заявлена конкретная тема:
«Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников».
В рамках данной темы было организовано и проведено исследование с целью выявления психологических особенностей детско-родительских отношений старших дошкольников в семье.
Предмет исследования —детско-родительские отношения старших дошкольников в семье.
Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.
Нами было проведено исследование детско-родительских отношений с по-
мощью методики «Кинетический рисунок семьи», разработанный Р. Бернсом и С. Кауфманом.
В исследовании принимали участие дети подготовительной группы детского
сада № 8 города Красногорска.
В ходе количественного анализа рисунков детей было выявлено что 86%
детей оценивают семейную ситуацию как благополучную, но тем не менее в
каждой исследуемой семье были выявлены такие характеристики детско-родительских отношений как тревожность, конфликтность, чувство неполноценности и враждебности в семейной ситуации.
Сравнительный анализ выявил следующие особенности семейной ситуации
и уровня эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста в семье.
Благоприятная семейная обстановка характеризуется сниженным уровнем
конфликтности, такие качества как тревожность, враждебность, чувство неполноценности, вообще не выражены. И наоборот при усилении конфликтности, повышается уровень тревожности и враждебности к семейной ситуации, то есть формирование неблагоприятной семейной ситуации.
Тревожная семейная обстановка характеризуется повышенным уровнем
враждебности, конфликтности по отношению к членам семьи. При их усилении у ребенка формируется чувство неполноценности. Данный тип семейной ситуации характеризуется как неблагополучный. При снижении этих качеств уровень благополучия повышается.
Конфликтная семейная ситуация характеризуется высоким уровнем тревожности в семейной ситуации, чувством неполноценности и враждебности по отношению к членам семьи, и окружающим его людям.
Чувство неполноценности ребенка связано с высокой конфликтностью в семейной ситуации. При его усилении, поведение ребенка характеризуется общей тревогой к окружающей его действительности, и как следствие враждебное отношение ко всему происходящему. В таких семьях недостаток материнской и отцовской чувствительной поддержки ребенка в старшем дошкольном возрасте влияют на эмоциональную сферу ребенка, его модель понимания тесных взаимоотношений. В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.
Враждебная семейная ситуация, характеризуется высокой тревожностью,
конфликтностью с членами семьи и окружающими его людьми. Это приводит к личной и социальной неполноценности.
Единственным благоприятным вариантом детско-родительских отношений
является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гармоничное
личностное развитие и высокий уровень удовлетворенности жизнью как ребенка, так и родителя. На ранних стадиях онтогенетического развития решающая роль в формировании аффективных взаимоотношений принадлежит взрослому, но уже начиная со второго полугодия жизни все более их начинает определять активное поведение ребенка.
Детско-родительские отношения, возникающие в процессе становления
личности ребенка, имеют определенную специфику и характеризуются относительной непрерывностью и длительностью во времени; эмоциональной значимостью для ребенка и родителей; амбивалентностью в отношениях (баланс полярных позиций); изменяемостью отношений в зависимости от возраста ребенка; потребностью родителей в заботе о ребенке; принятием родителями на себя ответственности за ребенка.
Литератера
1. Котова Е. Детско-родительские отношения в различных типах семей. Красноярск, 2004.
2. Лидерс А. Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. М. ; Обнинск, 2004.
3. Варга А. Я., Столин В. В. Работа психолога с родителями // Детский психолог. 1998.