Виктория Чаплыгина
Использование пособия «Нумикон» в обучении математике детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из значимых для меня и детей моей группы, на мой взгляд является моя педагогическая находка автора Евгении Кац «Нумикон».
Что такое Нумикон? Это уникальная игра из плоских, цветных шаблонов с дырочками для обучения детей математике, развития познавательной активности у детей.
Почему формы Нумикона выглядят именно так? Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются нами гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели группу кругов, разбросанных как попало, можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги расположены в системе, вы сразу видите, что их восемь.
Публикация «Использование пособия „Нумикон“ в обучении математике детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Нумикон. Игровое пособие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» декабрь 2023
В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены формами-шаблонами разного цвета, т. е. все детали имеют специфический цвет: все «трешки» - желтого цвета, все «пятерки» - красные, все «девятки» - фиолетовые, все «десятки» -
синие и т. д., благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить с соответствующими числами. С помощью деталей Нумикона можно наглядно показать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Как говорят дети моей группы что все «нечетные» детали имеют выступ, что они «с хвостиком» или «это дом с трубой». В своей практической деятельности Нумикон использую с детьми, чтобы освоить состав числа, сложение, вычитание. Например, на занятиях нашей группы, чтобы решить пример 2 + 1, дети брали нумиконовскую синюю двойку, прикладывали к ней сверху оранжевую единицу и получали фигуру, напоминающую желтую тройку. Чтобы проверить результат, брали желтую тройку, накладывали сверху и убеждались, что получилось три. Также Нумикон позволяет осуществлять арифметические действия с переходом через десяток. Например, ребенку нужно узнать, сколько будет 8 + 5. Для этого он кладет на стол зеленую восьмерку и вплотную к ней – красную пятерку. Дальше берет синюю десятку и накладывает сверху на обе фигуры. Получается, что из-под десятки выглядывает хвостик от пятерки, который по форме напоминает Нумиконовскую тройку и ребенок видит, что это десять и три, то есть тринадцать!
Таким образом, при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Это значит, что устный счет становится более доступным. Моя работа с Нумиконом началась с его использования на занятиях в группе по подготовке детей к школе. На момент начала занятий дети обладали различным уровнем знаний и умений. Все дети были разными: усидчивые и неусидчивые, с различным уровнем развития познавательной деятельности и разным поведением. Мониторинг педагогических воздействий с дошкольниками по познавательной активности в формировании элементарных математических представлений показал следующую динамику роста на 7% за 2022-2023г.
При развитии пространственных представлений использую задания по конструированию, когда дети начинают конструировать из форм Нумикона различные плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) по образцу или по схеме, пытаются составить одну большую фигуру из двух и более деталей, они знакомятся с новым свойством – узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка.
Так в чем же преимущество Нумикона для меня и детей моей группы? большинство из них освоили числовую последовательность, соотносить число с количеством, переход через десяток, повысился уровень в решении простейших примеров: сложения и вычитания.