Антонова Виктория
Мнемотехника как метод развития речи дети
▼ Скачать + Заказать документы
МОБУ «СОШ с. Малиново» СП детский сад
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
Мнемотехника – метод развития речи дети
Актуальность:
Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения и сказки. Современный дошкольник не может справиться с огромным потоком информации самостоятельно. Это реальность, в которой оказались наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно – обоснованных путей развитие речи у детей дошкольного возраста.
Публикация «Мнемотехника как метод развития речи дети» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема:
Наблюдая за своими воспитанниками, я выяснила, что мои ребята не могут связывать слова в предложении, не могут поддержать разговор с воспитателем на определённую тему, часто на мой вопрос звучит односложный ответ, затрудняются пересказать сказку, только с моей помощью описывают игрушку. Передо мной встал вопрос: Как помочь ребёнку пополнить словарный запас и научить красиво, говорить? Одним из таких методов является мнемотехника.
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Основная часть:
Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко и педагогов - воспитателей были сделаны выводы:
Как любая работа, мнемотехника строится от «простого» к «сложному».
• Необходимо работу начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Для детей младшего дошкольного возраста подходят цветные мнемотаблицы, так как у детей в памяти остаются отдельные образы. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
• Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах).
5. Рассказывание по мнетаблицам, созданными детьми.
При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа.
Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.
Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:
1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета.
2. Раскрыть сущность в объекте.
3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.
Символы обозначают слова:
«Знак вопроса» или «Контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект.
«Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта.
«Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним.
«Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботиться или как человек его использует.
«Части объекта», - из каких частей состоит объект.
По мере необходимости можно использовать и другие символы.
Вывод: Мнемотехника может успешно использоваться педагогами – дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе.
Мнемотаблицы (положительное)
• как один из современных видов, при котором развивает речь ребёнка;
• является важным показателем умственных способностей ребёнка;
• помогает совершенствовать такие психические процессы, как память и воображение.
Литература:
Большакова Т. В. Учимся сказке – Спб. 2005
Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. : Дрофа, 1985.
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//М. ,2008. - №4. – С. 102 – 115.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт – Петербург. – Детство-Пресс,2010.
Поташко И. А. использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно – научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М,2006. - №7. –С. 18 -22.
Широких Т. Т. Учим стихи – развиваем память//Ребёнок в детском саду. - 2004. -№2. -С. 59 – 62
Работы педагогов – воспитателей (интернет)