Алдынай Делбиш
Моя педагогическая концепция «Использование блоков Дьенеша в формировании логических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая концепция
на тему: Использование блоков Дьенеша в формировании
логических представлений у детей дошкольного возраста
«Ум человеческий отмечается такой ненасытной
восприимчивостью к познанию,
что представляет собой как бы бездну…»
Я. А. Коменский.
Цель:
- развитие логического мышления и познавательной активности детей дошкольного возраста через систему занятий познавательной направленности.
Публикация «Моя педагогическая концепция „Использование блоков Дьенеша в формировании логических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- закрепление знаний и умений детей в формировании элементарных математических представлений.
- развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
Актуальность
Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития дошкольника и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.
Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью развития логического мышления и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.
Задачи, решаемые при обучении детей:
• ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;
• развития творческих способностей.
Педагогические средства, используемые для решения задач :
Логические блоки Дьенеша
Дидактические игры с логическими блоками Дьенеша
Специально организованное обучение в форме занятий с логическими блоками
Кружок «Игралочка»
Работа с родителями: консультации для родителей, изготовление папки-передвижки для родителей.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация, музыка, художественное творчество, физическая культура.
Теоретическое обоснование
Основываясь на блоки Дьенеша начала свою рабочую деятельность по проблеме «Использование блоков Дьенеша в формировании логических представлений у детей второй младшей группы».
Руковожу кружком «Игралочка», для детей разновозрастной группы. Цель кружка: развитие логического мышления и познавательной активности детей дошкольного возраста через систему занятий познавательной направленности дополнительного кружка «Игралочка».
Составлен годовой план кружка. В конце учебного года планирую проводить КВН для детей, посещающих кружок и не посещающих, на котором подводится итог проделанной работы кружка.
Планирую в дальнейшем создать развивающий игровой уголок, где можно играть с блоками Дьенеша.
Новизна
Новизна концепции состоит в создании системы математических занятий, на которых посредством блоков Дьенеша воспитатель развивает логическое мышление.
Практическая значимость
Диагностика проводился в октябре 2016 года для детей, которые посещают кружок «Игралочка».
Диагностика развития математических представлений детей
по программе «Радуга»
1. Умение считать в пределах 5 (10) в прямом порядке.
2. Умение узнавать цифры в пределах 5 (10).
3. Умение сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.
4. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб.
5. Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
6. Умение различать правую и левую руки.
7. Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам).
8. Умение различать цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
Оценка знаний:
1 балл – ребенок не ответил.
2 балла – ребенок ответил с помощью воспитателя.
3 балла – ребенок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчет результатов:
8-11 баллов – низкий уровень
12-18 баллов – средний уровень
19-24 баллов – высокий уровень.
Диагностическая карта показателей развития математических представлений у детей кружка «Игралочка»
№
п/п
ФИО ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 Итог
н к н к н к н к н к н к н к н к н к
1 Иргит Кудерек 1 1 2 1 1 1 2 1 10
2 Самбыр-оолЧаймаа 2 1 2 2 1 2 2 1 13
3 Донгак Дэвид 2 1 2 2 1 2 2 2 14
4 АйыышДарый 2 1 2 2 1 2 2 1 13
5 ИргитНамзырай 2 1 2 1 1 1 2 1 11
Таким образом, у Кудерек и Намзырай низкий уровень развития математических представлений. А у Чаймаа, Дэвид и Дарый средний уровень развития математических представлений.
Гистограмма показателей уровня математических
представлений у детей
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что у детей недостаточно развито логическое мышление. Поэтому для решения сложившейся проблемы определилась необходимость использования дидактического материала «Логические блоки» Дьенеша. Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Дидактический материал способствует развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Логические блоки позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики : алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.
Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит». Например, я использую такие игры «Угощение для медвежат», «Найди пару», «Художники», «Магазин», «Архитекторы», «Украсим елку бусами», «Логический поезд», «Мозаика цифр».
В ходе реализации задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки.
Таким образом, логические игры с Блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических способностей детей.
Игры с логическими блоками Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания. С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.
Список литературы
1. Венгер А, Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М., 1999
2. Логика и математика для дошкольников : Методическое пособие/ Авт. – сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. :Акцидент, 1997. – 79с.
3. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. 1: Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. ; Ч2: Игры – головоломки/ Сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб. : Детство – Пресс, 2002. – 191 с.
4. Немов Р. С. Психология. – в 3-х кн. – кн. 2. – 2-е издание – М: Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.
5. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240с.