Ирина Волкова
Развитие простейших логических структур мышления и математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и значимость проблемы
Необходимым условием качественного обновления нашего общества является умножение его интеллектуального потенциала. В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые, прежде всего, при обучении математики.
Публикация «Развитие простейших логических структур мышления и математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, позволяющий формировать его познавательные и творческие способности. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период полготовки к учебной деятельности?
В современных обучающих программах современной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а так же умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако, при обучении математики по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас полученных знаний кончается очень быстро (через месяц – два, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением, всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последнее время во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обогащать результаты своей деятельности.
Однако, не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку – дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее знание компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.
Чтобы лучше подготовить детей к обучению в школе, развивать логическое мышление у дошкольников, я использую в своей работе блоки Дьенеша и игры с ними. Почему?
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями важными, как и в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
К таким действиям относятся:
• Выявление свойств;
• Их абстрагирование;
• Сравнение;
• Упорядоченность действий;
• Классификация;
• Обобщение;
• Кодирование (зашифровка);
• Декодирование (расшифровка);
• Логические операции «не», «и», «или».
Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.
Затем они овладевают умениями анализировать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.).
Несколько позже по трем свойствам (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине).
И по четырем свойствам – цвету, форме, размеру и толщине.
Уникальность этого пособия в том, что при этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей.
Цели и задачи обучения и воспитания
Под целью проводимой мною работы вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.
Поставленные задачи:
1. Обучение детей операциям:
Анализа – синтеза.
Сравнения.
Использованию частицы отрицания «не», союзам «и», «или».
Классификации.
Кодирования.
Декодирования.
2. Развитие у детей :
Речи (умение рассуждать, доказывать).
Произвольного внимания.
Познавательных интересов.
Творческого воображения.
1. Воспитание:
Коммуникативных навыков.
Стремление к преодолению трудностей.
Уверенности в себе.
Желания вовремя прийти на помощь сверстникам.
Изучив пособие Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников», мною был изготовлен игровой материал. Игры составлены на основе комплекта блоков Дьенеша. Комплекты представляют собой наборы плоских геометрических фигур из картона, окрашенные с двух сторон. Всего таких комплектов 20 штук. Кроме логических блоков изготовила карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма и размер) и карточки с отрицанием свойств. А так же дидактические игры «Засели домики», «Автотрасса», «Найди свой домик», карточки с алгоритмами для игры «Подарим кукле бусы» и другие. Приобрела на группу два набора объемных пластмассовых логических фигур и атлас блоков Дьенеша для самых маленьких.
Организация работы в первой младшей группе
В первые годы жизни (до трех лет) ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы величины. Восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Чаще всего, в предмете они выделяют какое либо одно, наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Достаточно организовать такие действия ребенка с предметами, которые направляли бы его внимание на их определенные свойства и вели бы к образованию представлений.
Л. А. Венгер считает, что не нужно стремиться к тому, чтобы ребенок обязательно запоминал названия цветов и форм. Полноценное усвоение названий возможно только в связи с овладением сенсорными эталонами. Пока же достаточно, чтобы дети запомнили только названия самих свойств: «форма», «цвет», «величина».
Опираясь на эти выводы, разработан перспективный план по ознакомлению детей раннего возраста со свойствами предметов (см. приложение). Начала знакомство с цветом, затем с формой. Вся работа проводилась в виде дидактических игр. Для игр применяла не весь комплект блоков Дьенеша, а какую-то его часть: сначала блоки, одинаковые по форме, но разные по размеру и цвету, затем разные по форме, но одинаковые по цвету. Дети выполняли с блоками различные действия – выкладывали, меняли местами, убирали, прятали. Моя цель была развивать у малышей умение оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). Например, в игре «Колеса для машины» дети должны были найти предметы круглой формы, не обращая внимания на цвет и размер. Аналогично дети подбирали крыши (треугольная форма, окошки (квадраты) для домиков.
Так же, начиная с апреля, детям были предложены картинки из атласа «Блоки Дьенеша» для самых маленьких. Игра заключалась в следующем: надо путем наложения блоков на готовый образец получить готовую картинку. Необходимо отметить, что не все дети справлялись с этим заданием. Интересней всего детям было работать с картинками, где было немного блоков (4-5) – это «Цыпленок», «Машина», «Цветок».
Организация работы во второй младшей группе
С трех лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Блоки Дьенеша являются эффективным материалом для работы по сенсорному воспитанию малышей, поскольку представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (квадрат, круг, равносторонний треугольник, прямоугольник). В начале учебного года мы продолжили работу с блоками. Детям был предложен набор плоских блоков пока без прямоугольных форм. Дети использовали их по своему усмотрению в различных видах деятельности. Например, сравнивали по величине, конструировали фигурки «домик», «цыпленок», «бусы», «дорожка», раскладывали фигуры по форме и прочее.
Мною было разработано перспективное планирование по использованию блоков Дьенеша на занятиях по математике (как часть занятия) и в совместной игровой деятельности (см. приложение, где учитывались основные задачи работы для развития у детей следующих умений:
выделять и абстрагировать свойства блоков;
сравнивать предметы по двум, трем свойствам;
систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру;
читать блоки по символическим знакам;
кодировать блоки с помощью знаков – символов;
выкладывать простейший алгоритм по цепочке.
С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых – освоение свойств, слов «такой же», «не такой» (по форме, цвету, размеру, толщине).
Сначала предлагаются самые простые игры :
1.
• Найди все фигуры, как эта, по цвету (размеру, форме).
• Найди не такую фигуру, как эта, по цвету (размеру, форме).
2.
• Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (форме и размеру, цвету и размеру).
• Найди не такие фигуры, как эта по цвету и форме (форме и размеру, цвету и размеру).
• Найди такую же по цвету, но другой формы (такого же размера, но другой формы, такой же формы но другого размера).
• Сложный вариант: найди такую же, как предъявленная фигура по цвету и форме, но другую по размеру, (такую же по размеру и цвету, но другую по форме; такую же по форме и размеру, но другого цвета).
3. «Цепочка».
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно длиннее цепочку.
Варианты построения цепочек:
• Что бы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера);
• Что бы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (форме и размеру, цвету и размеру);
• Что бы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме;
• Что бы рядом были фигуры одинаковые по цвету и размеру, но разной формы (одинакового размера, но разной формы).
3. «Раздели фигуры» («Посади клумбу», «Угости зверят печеньем»).
Для игры понадобятся игрушки – Мишка и Заяц. Детям предлагается разделить фигуры между Мишкой и Зайкой так, чтобы у Мишки оказались все красные фигуры. А у Зайки какие фигуры? (Все не красные).
Варианты:
- У Мишки все круглые, у Зайки все большие.
- У Зайки все синие, у Мишки все квадратные и т. д.
Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую рыбку, а большой круглый синий блок может стать вкусным печеньем для Карлсона. Используя это замещение, можно придумывать разные игры и персонажи к ним.