Любовь Михайловна Печикина
Моя педагогическая концепция
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание подрастающего поколения, его обучение – эти вопросы не могут не волновать каждого взрослого, а особенно тех, кто ответственен за детей, их судьбу, начиная с дошкольного возраста.
Воспитание в дошкольном детстве – это самый ответственный процесс в период становления личности. Пример окружающих оставляет неизгладимый след в памяти детей. Воспитание – кропотливый процесс, требующий от взрослого умения оценивать детей, учитывая их способности и избирательно использовать педагогические методы. Я думаю, что главная задача любого воспитателя заключается в том, чтобы увидеть личность в каждом ребенке, пробудить в нем интерес к окружающему миру и к самому себе, а также соединить прошлое и будущее через настоящее, обогащая внутренний мир ребенка духовным наследием прошлого. Человек, воспитывающий детей, должен очень любить их. Тогда и он и они будут счастливы.
Публикация «Моя педагогическая концепция» размещена в разделах
Моя педагогическая философия – это мой стиль отношений с детьми и родителями, коллегами, с людьми, меня окружающими. Он состоит в том, чтобы отдавать и душу и энергию детям. Понимать их, сопереживать происходящее вместе с ними. Быть с ними искренней, не забывать, что:
- если ребенок живет во вражде. Он учится агрессии;
- если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть;
-если ребенка высмеять, он становится замкнутым;
- если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
- если ребенок растет в безопасности, он учится доверять людям;
- если ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Я думаю, воспитатель – не профессия, не работа… Это жизнь! Что в ребенке заложено в детстве, остается на всю жизнь.
Работа воспитателя сложная, трудная но интересная, ведь каждый ребенок неповторим, как звезда во Вселенной. И от меня зависит, будет ли эта звезда холодной и тусклой, как лед, или яркой и горячей, как солнышко.
Каждый день я слышу сто детских вопросов «почему?», «отчего?», «зачем?». Ответ должен быть доступным и понятным, поэтому ответы мы находим вместе, наблюдая, исследуя, экспериментирую. В процессе этой работы дети узнают много нового, учатся самостоятельно получать знания, контактировать со взрослыми и сверстниками. Свою работу строю так, чтобы поддержать у детей любознательность, живой интерес к миру. В. А. Сухомлинский писал: «…дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Работать в детском саду нужно так, чтобы каждый день и час открывал детям что – то новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
М. Горький говорил, что «… детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к своему делу, требующему великой любви к ребятишкам и великого терпения».
В моей жизни было много счастливых минут, радость я испытываю тогда, когда вижу улыбки на лицах детей. Любовь дает мне силы, терпение, радость побед и веру в успех. А значит ребенок становится не просто объектом воспитания, а моим единомышленником и союзником в работе. Нужно любить детей, любить искренне. Каждый ребенок индивидуален и это является причиной каждодневной работы над собой. От ошибок не застрахован никто, но цена воспитательских ошибок велика, потому что потом страдают детские души. Поэтому нужно уметь чувствовать ребенка, уважать его, создавать атмосферу сотрудничества чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и давления, но ощущали поддержку – это суть этической культуры педагога.
Я хочу видеть детей счастливыми, чтобы с лица ребенка не сходила улыбка, она ничего не стоит, но многое дает, обогащая тех, кто ею одаривает. И потому всегда в памяти слова В. А. Сухомлинского «…чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать им свое сердце».
Мне нравится моя интересная профессия, потому что главное в моей работе - любовь к детям, желание вместе с ними расти и развиваться. Я горжусь своей профессией за то, что детство проживаю многократно. Это же так здорово, встретить группу малышей, провести их через все дошкольное детство, подвести к школьному порогу, развить в каждом чувство уверенности в себе, наделить способами познания окружающей действительности и средствами общения с другими людьми и при этом сохранить удивительную восприимчивость ко всему доброму, прекрасному. Я уверена в том, что работа воспитателя – это труд души, моральный, интеллектуальный, духовный, эмоциональный, психологический. И, может быть, не каждому он под силу.
Свои размышления мне хочется продолжить словами Сухомлинского В. А. : «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни. А настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло из окружающего мира в его разум и сердце – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Работая с детьми с ОВЗ в условиях детского сада компенсирующего вида, реализуя приоритетные направления работы, одной из важных целей своей деятельности считаю развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук. Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Мелкая моторика – важный показатель физического и нервно – психического развития дошкольника. Тонкие движения руки способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. При выполнении различных действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
По данным исследований специалистов Института физиологии детей и подростков АПН, речь формируется под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальцев. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речь находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев отмечал, что движения руками помогает снять умственную усталость. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Работа по развитию мелкой моторики является важной в моей работе с детьми. Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от систематичности и регулярности выполнения различных заданий. Для этого в группе созданы сенсомоторные зоны по развитию мелкой моторики руки, использование практического материала, конструкторов, пазлов, разноцветных прищепок, мозаики, бус, пуговиц, счетных палочек, речных камешков помогают развивать тактильную чувствительность, осязание, подвижность пальцев. Игры со шнуровкой, на расстегивание и застегивание различных предметов и действий с ними увлекают моих дошколят, стимулируют активность, желание играть и в то же время работать совместно со взрослыми и сверстниками. Благодаря этим играм у детей активизируется процесс мышления, нацеливающий их на самостоятельный поиск ответа на вопрос, побуждающий выявить признаки предметов, который может возникнуть в процессе работы, классифицировать их, решать различного рода проблемные ситуации.
Яркость, красочность и доступность такой деятельности очень важны для детей, поскольку абстрактное мышление у них еще недостаточно сформировано. После занятий с этими пособиями у них улучшается эмоциональное состояние: они веселы, жизнерадостны, раскрепощены и общительны.
Педагогическая деятельность всегда должна быть творческой, которая дает о себе знать постоянным и неутомимым поиском чего – то нового, интересного. Ш. Амоношвили писал: «… если хочешь воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами».
Девизом своей педагогической деятельности я считаю слова Сухомлинского В. А. : «Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой… Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизни».
Наша радость, боль и грусть.
Наше будущее – дети…
Трудно с ними, ну и пусть!
В наших детях – наша сила,
Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.