Людмила Кострыкина
Педагогическая концепция «Развитие творческого воображения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетным направлением в моей работе является развитие творческого
Приоритетным направлением в моей работе является развитие творческого воображения дошкольников.
Актуальность.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Публикация «Педагогическая концепция „Развитие творческого воображения дошкольников“» размещена в разделах
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка. Поэтому актуальной становятся работа, направленная на создание условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий:
Эмоциональное общение с взрослыми;
Предметно- манипуляторная деятельность;
Необходимость разных видов деятельности.
Цель:
Формирование творчески активной личности, способной нестандартно мыслить, привносить в мир новое.
Возрастные особенности
До 3 лет У детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4-5 лет Ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий, руководствуется этим планом в своей деятельности.
В 5-7 лет Воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества
Виды деятельности, способствующие развитию творческого воображения и формы работы
Игровая:
Сюжетно-ролевые игры:
бытовые, производственные, общественные.
Театрализованные игры:
игры-имитации (в том числе игры-этюды,ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры-импровизации.
Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом
Дидактические игры:
с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные).
Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты,
Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, и др.)
Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.
Восприятие художественной литературы
Восприятие литературных произведений с последующими:
*свободным общением на тему литературного произведения,
*решением проблемных ситуаций,
*дидактическими играми по литературному произведению,
*рассматриванием иллюстраций художников,
придумыванием и рисованием собственных иллюстраций,
*просмотром мультфильмов,
*театрализованными играми,
*созданием театральных афиш, декораций,
театральных кукол,
*оформлением тематических выставок
Коммуникативная.
Свободное общение на разные темы.
Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок,
рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок;
Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.
Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)
Придумывание этюдов для театрализации (невербальные средства выразительности).
Познавательно-исследователская.
Опыты, исследования; игры-экспериментирования, с разными материалами
Рассматривание, обследование, наблюдение.
Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.
Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.
Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.
Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.
Оформление уголка природы.
Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.)
Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).
Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, н-р, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.
Изобразительная
Рисование (гуашь, акварель, мелки);
лепка (глина, пластилин, тесто);
аппликация (бумага, ткань, природные материалы)
*по замыслу,
*на заданную тему.
Художественный труд (поделки из бумаги, картона, поролона, ткани;природного, бросового материала и др.)
Конструирование.
Из строительного материала и деталей конструктора:
*по образцу (схеме, чертежу, модели,
*по условиям,
*по замыслу.
Конструирование из бумаги:
*по выкройке,
*схеме (оригами).
Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега).
Музыкальная.
Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах. Шумовой оркестр
Экспериментирование со звуками.
Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски.
Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен.
Драматизация песен.
Музыкально-театрализованные игры
Пальчиковые игры и игры-драматизации (по методике Е. Железновой)
Двигательная.
Физические упражнения.
Физминутки и динамические паузы.
Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).
Ритмика, ритмопластика.
Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.
Игры-имитации, хороводные игры.
Народные подвижные игры.
Жестовые и подвижные игры (по методике Е. Железновой)
Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Самообслуживание.
Дежурство (по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений).
Хозяйственно-бытовой труд:
*помощь в уборке группы,
*перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.
Труд в природе:
* заготовка природного материала для поделок;
*работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега
*работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений;
*работа на летнем участке –полив растений.
Ручной труд (поделки из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):
*изготовление атрибутов для игры, *предметов для познавательно-исследовательской деятельности и др.
Реализация в практической деятельности
В сюжетно-ролевых играх
Пальчиковые. жестовые, подвижные игры (По методике Е. Железновой)
Народные игры
В театрализованной деятельности
В познавательно-исследовательской деятельности
В изобразительной деятельности
В конструировании
В двигательной деятельности
Самообслуживание и элементарный бытовой труд