Рая Платоновна
Моя педагогическая концепция (эссе)
▼ Скачать + Заказать документы
Есть такое выражение: “Дети- не только наше будущее, но и наше прошлое”. Мне думается, что дети- это наше будущее, прошлое и настоящее.
Прошлое, потому что весь опыт человечества. В целом и личный опыт воспитания мы апробируем на детях. Вся мудрость прошедших веков, заложенная в фольклоре, народной педагогике, литературе, наше личное ощущение семейных педагогических традиций, опыт известных педагогов- все это сокровище можно отнести к приобретениям прошлого.
Публикация «Моя педагогическая концепция (эссе)» размещена в разделах
Настоящее, на мой взгляд, самый ответственный этап. Многие родители и педагоги видят будущий образ ребенка:”Вот когда он пойдет в школу, то поумнеет и перестанет капризничать и баловаться, а когда поступит в институт…” Тем самым отрицается самоценность настоящего периода, данного возрастного этапа. Настоящее настолько неуловимо и быстротечно, что ему часто не придают значения, а важен каждый шаг, каждая минута, ведь именно это минута совершает переход из прошлого в будущее, именно она показывает, что мы взяли из сокровищницы прошлого: добро, любовь, внимание, заботу, или же в эту минуту отмахнулись от ребенка, оправдываясь отсутствием времени и большой занятостью. И этой минутой мы воспитали невнимание, нетерпение, занятостью.
Важно, чтобы каждый миг общения с ребенком был пронизан любовью желанием напитать его самым дельным, прекрасным, что накопило человечество.
Почему я выбрала профессию педагога, однажды, в прекрасное солнечное утро, я проснулась с ощущением себя воспитателем.
Кто из нас в жизни не прикасался к ремеслу воспитателя? Пока мы находимся в колыбели, то выступаем в роли воспитуемого, на нас обрушивается весь поток педагогических средств, весь культурно- исторический запас. Каждый обязательно найдет возможность апробировать свои таланты в деле воспитания и дать полезный совет друзьям и близким.
Познания мира детства через общения позволяет проникнуть в тайны детского мировосприятия, открыть новое, прекрасное. Любое общение с ребенком подчиняется желанию познать его мир, повлиять на него с целью его улучшения, обогащения, развития.
То, что профессия педагога необычна, подтверждает высказывание древнего философа (Т. Назнанзина) : “Образовывать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств”, т. е. воспитание- это не просто искусство, а высочайшая ответственность педагога за то, что он делает и как.
Это искусство учить и бесконечно учиться самому.
Достичь высокого уровня мастерства можно, если ты в душе творец, способный наслаждаться не только результатом, но и самим процессом создания.
Профессия педагога необычна еще и тем, что она универсальна. Воспитатель должен обладать основами точных, естественных и гуманитарных наук, уметь ответить на все детские «почему». Он- музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец.
По выражению Я. А. Коменского, «Дети являются драгоценнейшим даром, ни с чем не сравнимым сокровищем». И деятельность воспитателя, как обладателя этого бесценного дара, должна быть почетной и ответственной.
В детстве я видела себя педагогом : сажала в ряд кукол и обучала их…
В юности, учась в институте, я знала, что романтика приключений, покорение новых вершин, самоактуализация, любовь к детям- смысл моей жизни. И оказалось воспитателем дошкольного учреждения. Мне приятно увидеть моих по детскому саду, которых, как и меня объединяет любовь к детям истине.
Дети задают мне много вопросов. Отвечая на них ребятам, обучая их, я учусь у них сама, ведь в совместном творчестве рождается истина. Недаром русская пословица гласит:» Учи других, и сам поймешь».
Каждый ребенок талантлив по- своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Моя цель- увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его.
Найти рецепт успеха- мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует. Важно лишь одно: пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, мною данные, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить. В основе педагогической концепции, конечно же, лежит мое отношение к воспитанникам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое понимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления.
Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «Только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний»,- эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу.
Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие занятия отличались от предыдущих.
Мне, кажется, что я уже нашла свой «золотой ключик»- это знаменитое «со» : со- трудничество, со- творчество, со- понимание, со- чувствие. Без этих составляющих (учитель- ученик- родитель) невозможно по- настоящему ввести в мир знаний, научить различать добро изло, разбудить эмоции, душу, ибо «пока душа болеет,- мы люди, а не болит, что за душа» (В. Казанцев).
А, главное нет диктата. Вместо него совместный поиск, взаимоуважение. И тогда занятия становятся процессом сотворчества воспитателя и воспитанника, приносящим удовольствия обоим. Воспитатель- это «знаток- артист- врач». Знания- сила, артистизм в крови у каждого воспитателя должен быть. Я работая в детском саду двадцать пять лет, мне работать не скучно. Все эти годы были разные. Я разная, дети разные, жизнь разная. Но не смотря на это воспитатель не должен быть слабым. Он должен быть сильным и интересным, прежде всего самому себе. Во время работы в детском саду я проводила немало кружков по интересам, но почему то самым наиболее доступным кружком для моей деятельности с детьми считаю кружок «Волшебная ниточка». В процессе работы этого кружка у детей развивается фантазия и связная речь. Дети начинают сами сочинять сказки к своим поделкам.
Из практического опыта работы я пришла к выводу, что при регулярном, плановом проведении кружка у детей развивается связная речь, при постоянном проведении пальчиковых упражнений развивается мелкая моторика, что способствует хорошей каллиграфии. Большим интересом в кружке занимаются родители вместе с детьми. Такой подход работы сблизил родителей для совместной деятельности с педагогом. У родителей повысился интерес деятельности работы детского сада: посещать беседы, проводимые для родителей подготовительной группы, консультации психолога, медсестры по развитию и здоровью дошкольников.
С большим успехом прошли выставки работ наших дошкольников в п. Кальвица. Традиционно ко дню защиты детей в нашем сельском клубе «Уьуйаан» проводим выставку работ наших воспитанников, которые очень удивляют и радуют жителей нашего села.
Таким образом, кружковая работа с нитками, бумагой и т. д. является основным компонентом для развития мелкой моторики и связной речи дошкольников. В результате моей работы тесты показали, что есть улучшения в развитии связной речи у дошкольников. Регулярная и систематическая работа кружка способствует развитию мелкой моторике, связной речи, развитии вариативного мышления, творческих способностей инициативы, фантазии, восприятии окружающей среды, т. е. представление о добре, любви и красоте.