Татьяна Зуйкина
Моя педагогическая деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю воспитателем в группе старшего дошкольного возраста. В своей работе с детьми ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы. Систематически работаю над оснащением предметно-развивающей среды. Понимая требования, выдвигаемые современным, информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет обобщать свой педагогический опыт работы, размещая конспекты занятий на страницах интернет сообщества.
Публикация «Моя педагогическая деятельность» размещена в разделах
Применение в процессе воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активации познавательной деятельности воспитанников, улучшает восприятие материала воспитанников.
Меня много лет волнует вопрос: возможно ли специальное обучение сенсорике детей с трёх лет и, какое влияние может оказать сенсорная деятельность на развитие детей. Сенсорное развитие детей этого возраста всегда было и остаётся определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии детей и вызывают большой интерес у них. Поэтому я давно уже стала организовывать небольшие по длительности игры и упражнения с готовыми плоскостными формами, надеясь на то, что у воспитанников быстрее будут формироваться сенсорные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, повысится произвольность и координация движений руки, осознанность действий.
На протяжении длительного времени я наблюдала за детьми и пришла к выводу, что организованная деятельность с готовыми формами полезна для детей. Тем не менее, я не останавливала поиски и наблюдения за детьми своей группы. Изучила все новинки литературы по младшему возрасту в поисках материала, который сочетался бы с моими взглядами и практическим опытом на обучение и развитие детей. Который помог бы мне более глубоко и подробно вникнуть в суть изучаемого вопроса; подсказал бы, каким образом эффективнее можно организовать процесс обучения.
Ответы на свои вопросы я нашла в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений “Методика использования дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста ” bibliofond.ru/view.aspx. Внимательно изучила содержание и решила, что предлагаемый материал могу использовать в своей работе. Чтобы определить уровень сенсорного и умственного развития ребёнка, его способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковые по форме, цвету, составлять целое, уровень ручной умелости, готовности к обучению, я провела обследование детей своей группы. С этой целью были использованы дидактические игры “Помоги яблоку найти его окошко”, “Курица жёлтая и цыплята ”, “Подбери флажки к домикам ”, “Построим пирамидки и расселим зверей”. Результаты исследования должны были помочь увидеть различия в индивидуальных возможностях каждого ребёнка, чтобы обеспечить вариативность и дифференциированность учебного процесса. Я согласна с автором пособия, что процесс обучения должен осуществляться одновременно по нескольким направлениям, но обязательным соблюдением принципа: от простого - к сложному, а именно:
• от неосознанных действий - к целенаправленным и произвольным;
• от сенсомоторного, наглядно - действенного мышления - к образному;
• от индивидуальных - к совместным действиям;
• от манипулирования простейшими формами - к составлению целого из частей, и, наконец, составления несложных композиций из нескольких предметных изображений;
• ориентирование на малом, потом на большом пространстве листа;
• от действий с помощью взрослого к самостоятельным творческим действия. Данное методическое пособие предлагает тематику, содержание, формы организации детей. Большая часть предложенных занятий повторяет те игры и упражнения, которые я давно использую в своей практике. Данные игры и упражнения ставят те же цели и задачи: формирование сенсорных эталонов, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, повышение произвольности и координации движений руки, формирование осознанности действий. На протяжении нескольких лет я использовала данное методическое пособие в своей деятельности вместе с собственными практическими наработками. Мною был изготовлен дидактический материал. В основном это плоскостные геометрические фигуры разного цвета, формы, величины; предметные, сюжетные фигурки, состоящие из нескольких частей и предающие внешние особенности реальных предметов. В группе в наличии имеется различный наглядно-демонстрационный материал: иллюстрации, игрушки, а также строительный материал, транспорт, куклы для создания определённых игровых ситуаций.
На протяжении всего периода работы по данной теме я большое внимание уделяла методам обучения, которые рекомендует автор пособия и, которые дают положительный результат в моей практике. К основным методам обучения сенсорной деятельности детей младшего возраста относятся следующие: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений. После апробирования данных методов в условиях своей группы я пришла к выводу, что их использование диктуется особенностями психофизического развития детей, а также целями и задачами конкретных занятий. Поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Использование репродуктивного метода способствовало формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания (выкладывания и составления целого из отдельных частей). Метод упражнений я также широко использовала в своей практике и до сих пор использую на занятиях. Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющих действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными оказались фронтальные занятия с небольшой подгруппой детей, где детям вначале предлагалось действовать индивидуально, а затем эти же действия, операции выполнять всем вместе. Игровой метод является преобладающим и основным в организации моих занятий по сенсорике. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Детям предлагаются путешествия в лес, море на разных видах транспорта, во время которых они встречаются с разными представителями животного, растительного мира. Занятия, которые я проводила, преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводилась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятельность, которую им предлагал воспитатель. Форма организации занятий может быть разной в зависимости от обучающих задач, настроения детей, уровня сформированных умений и навыков, уровня индивидуальных возможностей. Как показывает практика, индивидуальные занятия дают наивысший обучающий и развивающий эффект. Но вместе с тем не обеспечивают детей опытом совместных действий, когда от каждого из участников занятия требуется определё нное поведение: выдержка, терпение, способность помолчать, послушать других, именно то, что обеспечивает фронтальное занятие. Таким образом, практика работы показала, что сенсорная деятельность при направленном педагогическом руководстве, способствует более интенсивному развитию всех сторон личности. Об этом свидетельствуют результаты диагностики в конце учебного года. В настоящее время большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук детей и подготовки их к письму. Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания. Можно по-разному объяснять, зачем пальцы ребенка должны развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов, которые отрицали бы значение работы с рукой. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка и обучения письму.
Цель моей работы в старшем дошкольном возрасте: «Подготовка руки ребенка к письму».
Поставленные задачи:
1. Ознакомить детей с правилами посадки за столом и владением
ручкой и карандашом.
2. Подготовка руки ребенка к письму.
3. Сформировать элементарные графические навыки.
4. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
5. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
В своей работе использую пособие «Пальчиковые шаги» - эти
упражнения, направленные на развитие координации движений
кисти и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием,
но и возможностью экспериментировать, придумывать новые варианты работы.
Также использую в своей работе методическое пособие «Маленькие
помощники». Как мы уже знаем, что подготовка к обучению письму необходимо начинать с развития силы руки, ее ловкости, с формирования умения правильно удерживать орудия письма и последовательно менять тонус
мускулатуры руки.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют
также виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при
целенаправленном их применении определяют успешную работу по
подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой
моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных
процессов и овладению навыками учебной деятельности. Хочется
сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем,
так и родителями имеет огромное значение для правильного и
своевременного развития движений рук. Сознавая, что проблемы развития речи и мелкой моторики невозможно решить без единства с семьей, уделяю особое внимание работе с родителями. Полезны для родителей индивидуальные беседы. Подсказываю, как и чем можно заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получил знания, выработал определенные и умения, но и испытал интерес к занятиям.
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к
выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная
работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического развития ребенка. И все это напрямую готовит детей к успешному обучению в школе.