Дубовик Галина Геннадьевна
Моя педагогическая философия. Чему быть больше: обучению или воспитанию?
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас передо мной лежит чистый лист, который мне предстоит заполнить глубоким смыслом. Подобно тому, как воспитатель, как искусный скульптор, должен вылепить из еще чистых и податливых для воздействий извне душ воспитанников, свой шедевр. Именно мне, как мудрому педагогу, предстоит стать созидателем душ и сознания вверенных в мои руки воспитанников. А дети - это самое ценное и дорогое богатство для каждого человека. И это сокровище, этот ценный клад вверен мне! Осознание чего заставляет меня проявить все свои способности, возможности, включая и скрытые резервы организма, для того чтобы достигнуть главной цели - воспитать маленького человека. От того, каким я его воспитаю, чему я его обучу, и зависит в глобальном плане будущее нашей страны. И я не считаю это высокопарным гротеском. Это прописная истина! Ведь недаром еще мудрые философы древнего мира во главе с Платоном повествовали нам о том, что если в государстве не будет хорошего сапожника - жители государства рискуют остаться без обуви и только, но если в государстве нет хороших педагогов, то оно обречено…
Публикация «Моя педагогическая философия, Чему быть больше: обучению или воспитанию?» размещена в разделах
Для того чтобы педагог ДОУ мог в полной мере реализовать задачи, которые стоят перед ним и наполнить душу и разум воспитанников умным, добрым, вечным; он должен, прежде всего, самому себе ответить на вопрос, как учить и воспитывать будущее страны. Извечный вопрос о том, чему быть больше воспитанию или обучению, каждый педагог решает для себя лично, в соответствии с тем, какими он хочет видеть своих воспитанников в будущем.
Мое субъективное мнение состоит в том, что понятия: обучение и воспитание нельзя строго дифференцировать друг от друга. Эти понятия следуют неразрывно вместе и являются синергичными. Ведь обучая, мы воспитываем, а воспитывая обучаем.
Многие педагоги считают, что ребенок это сосуд, который они должны наполнить. Но восточная мудрость гласит: «Ребенок это не только сосуд, который нужно наполнить, но и искра, которую нужно зажечь». И здесь на помощь воспитателю приходит на помощь именно воспитание. Ведь воспитание моральных и этических качеств, патриотизма, чувства любви и уважения ко всему живому закладывает и воспитывает именно воспитатель. Здесь он как Данко должен приложить не только свои теоретические знания различных дисциплин и педагогики, но и частицу своей души, для того чтобы разжечь маленькие искорки душ воспитанников и превратить их в большие пламенные сердца, достойные звания настоящего Человека.
И обучение и воспитание катализируют друг друга на протяжении всей деятельности воспитателя. В определенные моменты, например непосредственно на занятиях, на первый план выходит обучение, но его тут же заменяет воспитание. Эти понятия связаны межу собой крепкой сцепкой. И я в своей педагогической деятельности не представляю деления этих процессов. Для это понятия – синергисты, дополняющие и взаимозаменяющие друг друга.
Но для того, чтобы добиться высоких результатов и воспитать грамотного, социально-активного и всесторонне развитого выпускника ДОУ, воспитатель должен, прежде всего, сам являться примером. Как говорил Владимир Даль «Воспитатель должен сам быть тем, кем он хочет сделать своих воспитанников». Его мудрое высказывание в полной мере декламирует, что воспитывая и обучая, мы должны быть личностью, иллюстрирующей достойный пример для будущих поколений. И собственным примером и воспитывать и обучать будущее нашей страны!