Светлана Хорошевская
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Меня зовут Светлана Хорошевская,
в 2010 году я с отличием закончила ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Трудовую деятельность начала в МОУ СШ №5 г. Саяногорска в должности педагог-психолог. С 2014 по 2016 год работала педагогом-психологом в МБДОУ детский сад №4 "Чиполлино" г. Саяногорска.
В настоящий момент работаю в должности воспитатель.
Я никогда не думала, что буду работать с детьми. Более того, до моего прихода в детский сад у меня даже не было сколь-либо значимого опыта общения с ними. Вследствие этого у меня сформировалось такое представление о детях, как позже оказалось ошибочное: дети – маленькие взрослые, пока еще беспомощные и беззащитные и наша задача как можно скорее научить их всему, что мы сами умеем и знаем, дать им как можно больше готовых алгоритмов действия, шаблонов, «формул», ускоряющих процесс решения задач, приводящих к единственно верному результату.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Работа в детском саду заставила меня кардинально пересмотреть свои взгляды, сформировала мою педагогическую философию : дети - это маленькие мудрецы. Слушаешь их и удивляешься - откуда такая глубина рассуждений, откуда такое понимание, казалось бы "взрослых" вопросов? А иногда - наоборот, дети делают простым то, что нам, взрослым, кажется слишком сложным, запутанным и вообще неразрешимым.
Детский разум еще не затуманен бытовыми проблемами, охотно раскрываясь навстречу всему новому, интересному и любопытному. Ребенок в каждом своем деле первооткрыватель, новатор. Его пытливый ум и творческое начало может выдать такой способ решения задачи, о котором мы, взрослые, с высоты своего опыта и глубины знаний о предмете даже не задумаемся. И тут у меня возникает закономерный вопрос: кто у кого должен учиться? Давая ребенку, готовые схемы и алгоритмы действий мы гасим этот огонек творческого начала. Да, ребенок научится решать поставленную задачу быстро и правильно, но он уже не будет новатором, первооткрывателем. Зачем пытаться придумать что-то новое, если есть готовые шаблоны? Кажется, дети наделены особым умением, видеть самую суть вещей, отбрасывая все ненужное, напускное. Приведу пример, ярко иллюстрирующий это утверждение:
«Молодая женщина сидела на скамейке в парке и почему-то горько плакала. В это время маленький мальчик ехал мимо на трехколесном велосипеде по аллейке. И так жалко стало ему тетю, что он спросил:
– Тетя, ты почему плачешь?
– Ой, малыш, ты не сможешь понять, – отмахнулась женщина.
Мальчику показалось, что после этого тетя стала плакать еще сильнее. Он говорит:
– Тетя, у тебя что-то болит, поэтому ты плачешь? Хочешь, я подарю тебе свою игрушку?
Еще больше разрыдалась женщина от этих участливых слов:
– Ой, мальчик, – ответила она, – я не нужна никому, меня никто не любит…
Мальчик посмотрел на неё серьезно и сказал:
– А ты точно у всех спросила?».
Итак, один вопрос расставил все по своим местам. А сколько сеансов у психотерапевта понадобилось бы этой женщине, что бы понять простую истину, сказанную устами младенца?
Значение периода дошкольного детства в становлении личности сложно переоценить, не только в психофизиологическом, но и в социальном плане, так как именно в этот период происходит усвоение нравственных, этических, общечеловеческих ценностей и норм, формируется отношение к миру. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение, как важное психологическое обеспечение развития личности ребёнка.
Эмоциональное развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья. К сожалению, в последнее время растёт количество детей тревожных, замкнутых, эмоционально-пассивных, которые чаще выражают и понимают отрицательные эмоции, чем положительные, перманентно пребывают в плохом настроении. Мы часто недооцениваем значение положительных эмоций в жизни ребенка, хотя существует масса примеров пользы смехотерапии, для детского организма: от укрепления иммунной системы, до устранения тревоги и беспокойства. Веселый радостный ребёнок создает вокруг себя атмосферу счастья. Улыбнулся - и началась цепная реакция: настроение поднялось, энергия пошла в плюс, метаболическая память начала делать свое дело, рождаются новые клеточки, которые восстанавливают абсолютно все, а главное - работоспособность! И ребёнок создаёт сам себя, как волшебник, с помощью такого прекрасного состояния, как улыбка!
В условиях непростой современной действительности мы, взрослые, педагоги, родители обязаны всеми силами оберегать хрупкий внутренний мир маленького человека. И здесь, конечно, во многом придётся начинать с себя, ведь дети необыкновенно проницательны. Их глаза всегда замечают, их уши всегда прислушиваются. Если они видят нас в приподнятом настроении, поддерживающих атмосферу любви и полного принятия, с юмором встречающих жизненные невзгоды они не просто усваивают такую модель поведения, они формируют у себя позитивное отношение к жизни в целом.
Мудрый педагог понимает, что каждый день закладывает кирпичик в будущее своих воспитанников. Поэтому, я считаю крайне важным быть разумным строителем и достойным образцом для подражания.