Полуяхтова Ирина Васильевна
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему : «Моя педагогическая философия»
Быстро мелькают дни: за летним зноем спешит моросящий дождь, который сменяется кружением снежинок, и вот уже звенят весёлые ручьи.
Но в любое время года и при любой погоде, просыпаясь утром, я испытываю радость: она тихо поднимается изнутри, наполняя меня бодростью и энергией, и вызывает улыбку на моём лице.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Вперёд, быстрее навстречу новому дню! Как всегда он сулит мне много интересного. А как же иначе? Ведь уже шестнадцатый год я работаю воспитателем в детском саду, вот только работой это не считаю, скорее это мой образ жизни.
Сколько помню себя, всегда я стремилась заботиться о ком – то; хотелось отдавать больше, чем получать. Нравилось опекать более слабых, неумелых, нравилось учить их всему, что умела сама. Так и повелось с детства, а когда пришло время выбирать профессию, я точно знала, кем хочу быть.
Профессия воспитателя сродни профессии актёра – уж очень тесно переплетаются здесь человеческие взаимоотношения. Сколько ролей предстоит сыграть за один день, никогда не знаешь заранее.
Рабочий план написан, конечно, казалось бы, всё предусмотрено, но невозможно запланировать, с радостью или болью придут мои воспитанники. А ведь у них всё по – настоящему, всё как во взрослом мире.
Если я плохо сыграю свою роль, плохой урок жизни получит ребёнок. Вот оно творчество, вот он поиск.
Нужно призвать мудрость, знания, умения, опыт, сочувствие, сопереживание, любовь. В моей профессии любовь, всё – таки, главное. Только любовь эта не сюсюкающая, а строгая и справедливая. Дошколята очень остро чувствуют настоящую любовь, их невозможно обмануть фальшивой улыбкой, «сладкими» речами.
Воспитатель должен быть искренним во всех своих проявлениях, не бояться показаться смешным. Пусть дети чувствуют, что перед ними партнёр, друг, старший товарищ, способный принять и понять каждого со всеми их индивидуальными особенностями.
Я люблю каждого из своих воспитанников. Они приходят в группу такими маленькими, и на протяжении нескольких лет я осторожно прикасаюсь к детским душам, стараюсь увидеть и развить то главное, что заложено в каждом. Ежедневный кропотливый труд даёт свои плоды, а как можно не любить созданное тобой! И чем сложнее, проблемнее ребёнок, тем больше душевных затрат требует он, тем сильнее привязываешься к нему.
Детский коллектив является моделью жизни взрослого и в нём чётко видны проблемы нашего общества. Ежедневно наблюдая за детьми, живя их жизнью, невольно втягиваешься в круг этих проблем и начинаешь решать их, ведь нельзя обмануть доверие детей.
В последнее время особенно остро меня волнует проблема общения дошкольников, так как в детском саду межличностному отношению детей уделяется недостаточное внимание. Они складываются чаще всего стихийно, все целенаправленного воздействия со стороны воспитателя. Одна из причин – отсутствие систематических знаний о психологической природе общения в игровой деятельности. Дошкольники зачастую не умеют договариваться друг с другом, им сложно взаимодействовать в играх, дети могут быть агрессивными. Замкнутыми, малоактивными. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.
Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Это первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребёнку преодолеть их – важнейшая моя задача.
Я чётко знаю, что характер детских взаимоотношений зависит от стиля общения педагога, от микроклимата в группе. На самом деле дети очень добры, чувствительны, надо только помочь им чаще вспоминать об этом.
Одного мальчика дети не хотели принимать в свои игры. Он не приносил дорогих игрушек, страдал звукопроизношением, не мог сосредоточиться на каком – то деле. Я заметила, что он много знает о животных, любит их рисовать. Однажды, разложив вокруг себя игрушечных животных, я затеяла игру с мальчиком, дети прислушались и потянулись к нам. Постепенно многие вовлеклись в игровой процесс. Всем было интересно и весело. Мальчик выступил в рои эксперта. Вдруг он оживился. Стал уверенным. На другой день дети пригласили его в свою игру, постепенно появилось взаимное доверие, решались возникающие конфликты.
Настоящий воспитатель очень хорошо знает семью каждого ребё нка: без этого знания невозможно правильно воздействовать на личность. Я мгого и кропотливо работаю с семьями моих воспитанников, стараюсь быть с родителями искренней и справедливой. Не сразу, постепенно, они начинают доверять мне, но никогда я не использую полученных сведений во вред детям, их семьям. Слишком сложна и ответственна та сторона моей работы, слишком тонка грань, разделяющая добро и зло, поэтому я постоянно думаю, анализирую, прежде чем принять нужное решение.
Конечно, это не по силам одному человеку – здорово, что меня окружает большой, сплочённый коллектив единомышленников, возглавляемый мудрым руководством. Я всегда могу получить совет, поддержку, ведь вокруг неравнодушные, творческие люди, которые и я любят свою работу. Люди с другим складом характера и нравственных устоев просто не задерживаются в детском саду.
Настоящий воспитатель в своей работе меньше всего думает о материальных благах. Я знаю. К какой пристани я плыву, поэтому мне всегда дует попутный ветер. Что может быть ценнее. Чем создавать из живого более живое?
Мои воспитанники уходят в школу, потом во взрослую жизнь, а я горжусь тем, что они уносят частицу моей души.