Кулягина Ольга
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Моя педагогическая философия».
«Умение воспитывать – это все-таки искусство…». Макаренко А. С.
В выборе моей педагогической профессии большую роль сыграла моя мама, воспитатель детского сада. Она воспитывала меня дома, учила и воспитывала на работе. Глядя на неё, мне казалось, что воспитывать и учить детей - это самое интересное и простое в жизни.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
А мама всегда говорила: «Готовить обеды, шить, вязать… должна уметь каждая женщина. А вот учить и воспитывать детей, доверят не каждому». Я не осознавала смысла этих слов, пока сама, окончив институт, не стала работать с детьми. Я была убеждена, что мастером в своём деле можно стать, получив специальное образование, освоив все хитрости будущей профессии. И вот, когда оказываешься, вооружён «на все сто», и можешь реализовать себя, практика невольно заставляет усомниться: высшее образование – единственное ли условие успешной работы? Как применить все имеющиеся знания, в той повседневной жизни, в которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глазёнки? Как ответить на детский вопрос? Как лучше отреагировать на его проступок? Всё то, что ты накопишь за всю жизнь, что повидал, чему научился и что без остатка готов отдать. Сразу вспоминаю слова одного греческого философа : «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, а взрослые пример ему».
Я живу в городе Волгодонске. У каждого города – своя родословная, свой неповторимый облик. Наш город – не воин и не герой, зато, он город атомщиков. Молодой и перспективный. Здесь живут хорошие и трудолюбивые люди. Они стараются сделать своим трудом его красивым и развитым.
Волгодонск - промышленный город. Я горжусь тем, что АЭС построена в нашем городе! Ведь сегодня атомная энергетика России представляет собой мощный комплекс из более 250 предприятий и организаций, в которых занято свыше 190 тысяч человек. На мой взгляд, одним их самых важных достоинств атомной отрасли, является её неистощимый запас. Однажды нефть, торф, природный газ и другие полезные ископаемые могут иссякнуть. Что будет тогда? Всё, на чём основывается этот мир, перестанет существовать. А атомная энергетика подобна вечному двигателю.
Преимущество атомной энергетики состоит в том, что она требует существенно меньших количеств исходного сырья и земельных площадей, чем тепловые станции, и не загрязняет природную среду золой, дымовыми газами с CO2, NO2, SO2, сбросными водами, содержащими нефтепродукты.
В нашем городе много детских садов, школ и вузов. Я воспитатель и пример для детей в детском саду. Люблю свою профессию, а моя профессия любит меня. И точно знаю, что вопрос о будущей профессии не игрушка, а серьезная проблема выбора. Ведь от того, какое решение примут мои воспитанники во взрослой жизни, будет завесить вся их дальнейшая жизнь, материальная обеспеченность и социальный статус. В настоящее время спрос на инженеров довольно высок. Неотъемлемыми качествами хорошего инженера, на мой взгляд, являются инициативность, самостоятельность, умение принимать решение, творческий подход к работе и, самое главное, любовь к людям, к своему делу. Все эти качества я вкладываю в своих воспитанников, для развития будущего нашей страны!
Сократ говорил, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья и Врач.
Считаю, что хороший воспитатель объединяет в себе эти три профессии. Ведь воспитатель – это врач, для которого главный закон: «Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным здоровьем наших детей. Без лекарств и уколов лечим словом, вниманием, улыбкой, своей добротой. Воспитатель – это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре конфликта, как настоящий миротворец сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Он, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить. Хороший воспитатель – это актёр, сценарист, художник. В его силах превратить любую деятельность в удовольствие. Вырастить человека в полном смысле этого слова – это значит, совершить чудо, которое совершают педагоги наших детских садов.
Педагог нашего времени – это грамотный специалист, обладающий высоким профессиональным мастерством; это чуткий, всегда готовый к взаимопомощи и сотрудничеству коллега. Это просто хороший человек, который любит детей, «не превращая их в своих мучителей». Дети как губка – впитывают всё хорошее и плохое. Им не важно, что у тебя неприятности, что у тебя плохое настроение. Им важны твои глаза, твой голос, твоё сердце, твои руки. И понимаешь, что ты здесь для того, чтобы их жизнь продолжалась и была полной, чтобы они были защищены и накормлены, ощущали, что их здесь любят. А вечером за ними приходят родители. Конечно, ты не плачешь каждый день, когда их забирают домой. Ты плачешь, раз в четыре года, в конце мая, когда ясно осознаёшь, что Антоши, Илюши, Гали, Леры… уже не будет в твоей группе. Они не придут с утра и их глаза не встретятся с твоими глазами, ты не дотронешься до них, они не возьмут тебя за руку – они уходят от тебя… - и это грустно, каждый раз это очень грустно. И они уходят из детского сада, уходят в другую жизнь, но в моём сердце остаются навсегда. Кажется, что другие дети будут чужими, и я не смогу их полюбить, так, как прежних. Но, увидев распахнутые глаза, понимаешь – я нужна им, а они нужны мне. И так из года в год, из поколения в поколение.
Своей судьбе я говорю: «Спасибо»! Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие качества в детях, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ребенок вдруг восклицал: «Получилось!» - и обретал веру в себя.
Победа ребенка становится и моей победой, его радость – и моей радостью. Именно в эти минуты я говорю сама себе: «Не сетуй на судьбу, и если выбрала эту профессию, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них».
Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший воспитатель всегда учится сам. В моем понимании воспитатель – человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата. Когда все время, кажется, что что-то можно изменить, улучшить. И снова поиски, переживания, бессонные ночи. Я так и живу с тех пор, как пришла работать в детский сад.
Мой девиз: ЧТОБЫ ИМЕТЬ ПРАВО УЧИТЬ,
НАДО ПОСТОЯННО УЧИТЬСЯ САМОМУ.
Я считаю своим педагогическим кредо именно понять ребенка, полюбить его и помочь ему раскрыть себя, достичь тех высот, на которые он способен. Очень хочется, чтобы мои воспитанники умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения.
Счастье – это когда все лучшие стороны
твоей жизни передаются ребенку.
Б. Окуджава.