Виктория Ермолаева
Конспект занятия «Моя малая Родина» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Номинация — программно-методические материалы, обеспечивающие реализацию программы «Омское Прииртышье» в дошкольном и начальном образовании.
Непосредственно образовательная деятельность в центрах активности с участием детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Тема образовательной деятельности: «Моя малая Родина».
Автор разработки — Ермолаева Виктория Владимировна воспитатель дошкольных групп МБОУ «Береговская средняя школа», Нижнеомского муниципального района.
Данный педагогический опыт позволяет педагогам:
Публикация «Конспект занятия „Моя малая Родина“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
отказаться от доминирующей роли в процессе приобретения ребенком знаний и становится генератором идей, организатором, консультантом;
провести переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта;
помочь решить задачу создания единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья»;
детям:
перейти от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике;
развивать творческую самостоятельность;
дает возможность почувствовать свою успешность по отношению к выполненной работе.
Цель: формировать у детей целостное представление о природе родного края, его достопримечальностях, воспитывать интерес и бережное отношение к своей малой Родине.
Результаты деятельности:
- сформированность у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности по отношению к природе родного края;
- умение согласовывать творческие замыслы с партнерами-сверстниками, партнерами - взрослыми;
- обогащение и активизация словарного запаса детей, умение составлять описательные рассказы;
- развитие навыков сотрудничества: ставить цель, распределять роли, планировать свою деятельность, оценивать результат;
- умение воплощать идеи, замыслы в рисунках, поделках, творчески подходить к решению поставленных задач;
- проявление любознательности, интереса в процессе вовлечения ребенка в самостоятельную практическую деятельность;
- вовлеченность родителей в образовательную деятельность и их заинтересованность в развитии творческих и познавательных способностей ребенка.
С целью реализации поставленных задач используются различные методы и приемы:
словесный метод позволяет поддерживать внимания детей на протяжении всей образовательной деятельность (вопросы поискового характера, художественное слово, словесная инструкция);
наглядный метод способствует формированию позитивной мотивации и росту интереса предстоящей деятельности (просмотр слайдов презентации, работа с моделями, схемами, мнемотаблицами и иллюстрациями);
практический метод – (экспериментирование и изучение свойств воды и нефти, создание коллажа, изготовление поделок);
игровой метод с целью игровой мотивации, выявления знаний и умений детей и их систематизации.
Последовательно представлены основные этапы, которые логически взаимосвязаны. На каждом из этапов решались определенные задачи.
Методы и формы контроля: наблюдение, анализ детского творчества.
Сценарий образовательной деятельности
1. Групповой сбор (Проводится накануне вечером).
Цель: определение тематики предстоящей образовательной деятельности путем трех вопросов (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где мы об том узнаем). Составление тематической паутинки. Письмо родителям.
2. Утренний сбор: приветствие, представление родителей, которые будут сегодня участвовать в занятии, обмен новостями, игра «Пожелание», мотивация предстоящей деятельности: воспитатель обращает внимание на рюкзачок с кармашками (Краевичок прислал видеописьмо с определенной просьбой и заданиями, которые находятся в кармашках).
Задачи: учить внимательно слушать друг друга, аргументировать свои высказывания, умение планировать собственную деятельность, развивать умение договариваться, распределять обязанности, воспитывать дружеские взаимоотношения.
3. Презентация воспитателем центров. Выбор центров активности детьми и родителями.
4. Совместная со взрослыми (воспитателем и родителями) и самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Цель – решение детьми поставленных задач, развитие навыков сотрудничества, активности, творчества, умение работать в команде.
Центр искусства
Задачи: познакомить с обитателями рек и озер Омской области, закрепить умения детей вырезывать изображения обитателей водоемов по контуру силуэтов из бумаги и аккуратно наклеивать; развивать умения использовать в работе разнообразные изобразительные материалы; развивать творческое воображение, способность к созданию композиции. Воспитывать любовь к родному краю.
Содержание деятельности
1. Беседа о речных и озерных рыбах.
2. Аппликация «Рыбы, живущие в Иртыше», «Озерные рыбы» (Задание из рабочей тетради «Маленький житель Омского Приртышья с. 18).
2. Рисование «Как я отдыхаю на берегу Иртыша».
Материальное обеспечение: приложение №3 к рабочей тетради «Маленький житель Омского Приртышья», ножницы, клей, краски, фломастеры, лист ватмана.
Литературный центр
Задачи: способствовать формированию у детей навыков самостоятельного составления описательных рассказов о природе родного края; обогащать и активизировать словарь детей; совершенствовать грамматический строй речи; развивать связную речь; содействовать воспитанию у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности по отношению к природе.
Содержание деятельности
1. Чтение произведения Тимофея Белозерова «На Иртыше». (Методические рекомендации «Маленький житель Омского Приртышья» с. 24). Беседа по содержанию.
2. Рассматривание и угадывание знакомых мест на фотоколлаже (Цигельня, Зимний Извоз, озеро Неугомонка и др.)
3. Просмотр мультимедийной презентации «Я вырос на Иртыше».
4. Составление рассказов об Иртыше.
Материальное обеспечение: схемы, модели, мнемотаблицы для составления рассказов, фото и иллюстрации с видами Иртыша.
Центр науки и естествознания
Задачи: познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края; помочь детям узнать свойства нефти с помощью экспериментального опыта; формировать умение проводить простейшие опыты; учить объяснять причины и результаты наблюдаемых явлений; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.
Содержание деятельности
1. Выполнение задания из рабочей тетради «Маленький житель Омского Приртышья» с. 13.
2. Опыт-эксперимент «Как очистить воду».
Цель: узнать как можно очистить воду от нефти.
3. Придумать и нарисовать природоохранный знак, который обозначал бы запрет на загрязнение воды.
Материальное обеспечение: методические рекомендации и рабочая тетрадь «Маленький житель Омского Приртышья», микроскоп, листы ватмана, фломастеры, краски.
5. Итоговый сбор.
Цель: анализ деятельности детей (дети рассказывают о тех открытиях, которые они сделали, систематизация полученных знаний, определение перспектив.
Двигательная активность детей удовлетворялась за счет организации открытой площадки, проведения динамических пауз, рациональной организации смены деятельности (сидя на ковре, работа в центрах, выполнение заданий сидя за столом).
Работа с родителями :
1. Провести с ребенком беседу по теме «Моя малая Родина»
2. Оформление фотовыставки «По родным местам»
3. Экскурсии на берег Иртыша, озеро Неугомонка.
4. Подбор репродукций картин омских художников о природе
5. Итоговое мероприятие: тематический вечер: «Что мы знаем о нашем крае?» (форма проведения - «КВН с родителями»).
При составлении сценария образовательной деятельности использовались:
1. Программа для дошкольных образовательных организаций «Омское Прииртышье». Авторы-составители: Борцова Л. В., Гаврилова Е. Н., Зенова М. В., Чернобай Т. А. И др. Омск:БОУДПО «ИРООО», 2014г.
2. Методические рекомендации по использованию рабочей тетради «Маленький житель Омского Прииртышья» и рабочая тетрадь для совместной деятельности детей 5-7 лет и взрослых. Авторский коллектив:Борцова Л. В., Делер Т. В., Молчанова Е. Г. И др. Омск: БОУДПО «ИРООО», 2015г.
3. Хрестоматия «Введение в мир литературы Омского Прииртышья». Ответственный редактор - Чернобай Т. А. Омск: БОУДПО «ИРООО», 2015г.
Литература:
4. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
5. Л. Л. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
6. И. А. Пазухина «Давай познакомимся!» СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
7. Нищева Н. В. Четыре времени года: наглядно-дидактическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.