Ирина Рябцева
Конспект НОД «Составление описательного рассказа с использованием схемы «Моя любимая работа»
Составление описательного рассказа с использованием схемы.
Публикация «Конспект НОД „Составление описательного рассказа с использованием схемы „Моя любимая работа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Задачи: формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий; учить составлять подробные описательные рассказы, используя схему, активизировать и расширять словарь по теме, воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
Оборудование: картинный материал с изображением с- х орудий; схема для описания предмета. Занятие проводится с использованием мультимедийной установки, презентации.
Предварительная работа :
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям назвать профессии людей, изображенных на картинках.
Презентация «с-х оборудование».
Игра «Угадай, кому это нужно?». Провода,лампочки, отвёртка – электрику. Нож, поварешка — повару. Мастерок, раствор - каменщику. Краска, кисть – маляру. Лопата, грабли, коса, лейка- овощеводу.
2. Объявление темы.
Воспитатель: У каждого взрослого человека есть профессия, которая важна и полезна для других людей. А чем именно, мы узнаем на сегодняшнем занятии. Мы поговорим о профессиях сельских жителей и научимся составлять рассказы о некоторых из них.
Пальчиковая гимнастика.
Не ленись моя лопатка, будет вскопанная грядка,
Я отлично потружусь, я рассаду посажу.
Не присяду на скамейку, а полью её из лейки.
Лейка воду лей! Лей!
Грядка воду пей! Пей!
(Делают движения в соответствии с текстом. Сгибают и разгибают кулачки на обоих руках. Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.)
3. Работа со схемой.
Дети выбирают картинки сами.
Работа ведется по картинкам, изображающим агронома, овощевода, ветеринара, доярки, тракториста или комбайнёра. Когда дети составят рассказ о профессии, воспитатель выставляет следующую картинку. При затруднениях воспитатель задает наводящие вопросы по каждому конкретному рассказу.
• Кто нарисован на картинке?
• Обратите внимание, во что он одет. Нужна ли этому человеку для работы специальная одежда? Как она выглядит?
• Где может работать этот человек?
• Какую работу он выполняет?
• Люди этой профессии работают на улице или в помещении?
• Какие инструменты или оборудование ему нужны для работы?
• Чем нравится вам эта профессия?
• А чем она важна для других людей?
4. Составление рассказа.
Воспитатель подробно объясняет детям, как они должны строить свой будущий рассказ (предлагает план рассказа). После этого Воспитатель и дети переходят к составлению рассказов.
План рассказа :
1. Кто это?
2. Во что он одет (спецодежда)
3. Где работает этот специалист?
4. Что он делает на своей работе?
5. Что нужно человеку этой профессии для работы?
Воспитатель составляет рассказ с опорой на схему.
Ветеринар.
Это врач для животных. Его называют ветеринар. Чтобы стать ветеринаром, надо долго учиться и много знать, а ещё надо любить и понимать животных. Этот ветеринар лечит сельскохозяйственных животных : коров, лошадей, свиней, овец. У ветеринара есть специальные инструменты для работы. Одет он в халат. И принимает своих пациентов не в кабинете, а в специальном помещении. Очень важно следить за здоровьем животных, делать им прививки, чтобы мы с вами могли купить в магазине вкусные молочные и мясные продукты.
Комбайнёр.
Это комбайнёр. Он работает на комбайне, специальной большой машине, которая скашивает и обмолачивает зерновые культуры на поле и высыпает зерно в кузов грузовика. Чтобы стать комбайнёром, надо учиться в техникуме, уметь хорошо водить машину, любить землю. У комбайнё ра есть спецодежда: комбинезон, сапоги, очки для защиты глаз от пыли. Работа комбайнёра очень важна, без него мы не получили бы вкусного и душистого хлеба на нашем столе.
5. Продолжение рассказов детей.
После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько рассказов.
6. Итог занятия. О людях, каких профессий составляли рассказы? Чем эти профессии важны для других людей?
Конспект занятия НОД по лепке в старшей группе
Тема: «Грабли и лопаты»
Виды детской деятельности:
Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Задачи: Расширять знания и представления детей о сельскохозяйственных орудиях труда, познакомить с работой огородника; развивать кругозор, внимание, умение концентрироваться, обогащать словарный запас, развивать фразовую речь при ответах на вопросы, фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
Оборудование и материалы: Эмблемы с изображением овощей и фруктов, иллюстрации с изображением огородника, разные картинки «Инструменты», фотографии грядок с посадками, игрушка заяц в колпаке и фартуке, пластилин, доски для лепки, влажные салфетки.
Предварительная работа : беседа о профессии огородника, рассматривание иллюстрации, экскурсия на огород.
Ход НОД:
1. Ведение игрового момента.
– Ребята, кто-то стучит в нашу дверь, нужно посмотреть.
(Воспитатель вносит игрушку Зайца, одетого в майку и штаны с лопаткой в лапках)
– Это же наш друг Зайка, но почему он так одет? На кого он похож в этой одежде? (На огородника)
– Давайте, ребята, расскажем ему о профессии овощевода.
2. Беседа о профессии овощевода.
– Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь.
– Что вы знаете о работе овощевода?
(Ответы детей)
3. – Сейчас мы поиграем в игру «Фруктово-овощная игра». Для этого нам нужно разделиться на две команды (детям раздают эмблемы овощей и фруктов).
- Я овощевод и вырастил много овощей и фруктов. Из них можно приготовить суп и компот. При слове «суп» встают дети овощной команды, при слове «компот» - дети фруктовой команды.
Игра повторяется 4-5 раз.
– Молодцы, ребята, все были внимательными. Овощи не попали в компот, а фрукты в суп.
4. – Послушайте рассказ о том, как появилась профессия овощевода.
– Древний человек не готовил себе еду. Все, что он находил и собирал, ел сырым. Но менялись времена года, то много было пищи вокруг, то вдруг всё исчезало и люди голодали. Приходилось и переходить с места на место. И человек придумал собирать семена вкусных растений и сажать их там, где селился. За посадками надо было ухаживать, оберегать от диких животных, собирать и сохранять урожай. Так со временем и возникла профессия овощевода.
5. Проводится пальчиковая гимнастика «Варим суп из овощей.».
На плите стоит кастрюля
Очень важная чистюля
В ней мы суп начнем варить
Что нам нужно положить
(растираем ладошки до тепла)
Картошку, морковку, свеклу, перец, лук
(разминаем каждый пальчик от основания к кончику)
Очень вкусный варим суп
(растираем ладошки до тепла)
Игра проводится 2 раза.
6. Игра «Выбери инструмент».
Детям предлагаются разрезанные картинки с изображением орудий труда овощевода и других профессиональных инструментов. Дети должны выбрать именно огородные инструменты.
7. –Выращивание овощных культур – это целое искусство. Несколько месяцев выращивают рассаду, потом переносят молодые растения на огород и продолжают ухаживать за ними, поливать, защищать от болезней и вредителей, рыхлить землю, окучивать посадки. Для этого используют тяпки, грабли, лопаты. А еще надо вовремя снять созревшие плоды и сохранить их.
8. – Ребята, а вы хотите побыть овощеводами?
Я предлагаю вам вылепить инструменты для работы в огороде.
10. Рефлексия.
Вот сколько мы много нового узнали о профессии овощевода и даже помогли ему, изготовив новые инструменты для работы на огороде.