Иванова Нинэлли Валерьевна
Проект «Палитра музыки и радуга звуков в жизни ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мой успешный проект
«Палитра музыки и радуга звуков в жизни ребенка дошкольного возраста»
Краткая аннотация проекта
Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование.
Публикация «Проект „Палитра музыки и радуга звуков в жизни ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, какоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.
Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки через использование увлекательных форм и приемов работы и элементарногомузыцирования на нестандартных музыкальных инструментах.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Расширять представления детей о музыкальных инструментах :инструменты оркестровые, народные инструменты и нестандартные (внешний вид,устройство, тембр звучания, история возникновения).
2. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствоватьформированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности вцелом.
3. Обогащать словарь детей новыми терминами.
4. Формировать интерес и желание к созданию собственных музыкальных инструментов из подручных материалов.
Развивающие:
1. Развивать эмоциональную сферу ребенка.
2. Развивать познавательные и творческие способности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к музыке и элементарному музицированию, бережное отношениек музыкальным инструментам.
2. Воспитывать усидчивость и умение слушать и понимать произведениямузыки.
Проект будет реализовываться через систему групповых и индивидуальных занятий с детьми.
В проект будут вовлечены воспитанники дошкольного возраста, их родители (законные представители, педагоги.
Обоснование необходимости проекта
По итогам анкетирования родителей (законных представителей) выявили, что многие дети дома растут на музыке бешеных ритмов и богатых электронных звуков, родителями (законными представителями) не уделяется должное внимание вопросам музыкального воспитания ребенка в соответствии с его возрастными особенностями. Это не способствует гармоничному и художественно-эстетическому развитию детей, а создает атмосферу духовной бедности и серости. Данный проект направлен, на то чтобы показать детям, что музыка- это не скучно, это удивительный и веселый мир, что любые музыкальные инструменты, как оркестровые, народные, так инестандартные, обладают своим неповторимым звучанием и уникальной историей происхождения.
Описание проекта
Проект направлен на формирование художественно-эстетического развития, культурноговоспитания, на создание единого образовательного пространства детского сада и семьи, обеспечение успешного взаимодействия сразличными субъектами социума,
Проект включает в себя следующие образовательные области:
• Художественно- эстетическое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
Основная идея проекта : познакомить детей с огромным миром звуков и музыкальныхинструментов, воспитывать в ребенке активного слушателя и настоящего ценителя мирамузыки.
Участники проекта : дети дошкольного возраста с 3 до 7 лет, педагоги и родители (законные представители).
Направления работы по проекту :
Работа с педагогами и детьми:
- обсуждение идеи и темы проекта, определение актуальности и мотивов участия детей в реализации проекта :
- составление тематического плана совместных действий с детьми;
- поиск и сбор информации по теме проекта;
- выявление у детей интереса и желания творитьв музыкальной деятельности;
- организация музыкальной предметно-развивающей среды в группе и музыкальном зале;
- проведение творческого конкурса по созданию нестандартных музыкальных инструментов среди педагогов.
- организация продуктивной деятельности с детьми по созданию нестандартных музыкальных инструментов и обучение элементарному музицированию.
Работа с семьей:
1. Беседа с родителями на тему «Влияние музыки на художественно-эстетическое развитие и духовной культуры ребенка».
2. Изготовление книжек – малышек «Мой любимый музыкальный инструмент».
3. Изготовление родителями дидактического материала и инструментов к музыкальным занятиям.
4. Участие на концертах, в смотрах - конкурсах, выставках.
Для реализации проекта были определены следующие методы и технологии:
• Проектный метод, позволяющий привлечь родителей в образовательный процесс;
• информационно-рецептивный метод, направленный на получение информации, необходимой для исследовательской деятельности;
• использование ИКТ;
• репродуктивный метод, направленный на развитие творческого мышления и воображения;
• исследовательский метод- путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск;
• интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала;
• здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье воспитанников;
• интерактивный опрос;
• коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию данного проекта.
Формы работы с детьми:
• фронтальная;
• подгрупповая;
• индивидуальная.
Принципы построения проекта :
Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей и строится на следующих принципах:
• личностно-ориентированный подход к каждому ребенкуи поддержка инициативы детей в различных видах деятельности по музыкальному воспитанию.
• системный подход в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• интеграция разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;
Этапы реализации краткосрочного проекта
«Палитра музыки и радуга звуков в жизни ребенка дошкольного возраста» :
I. Подготовительный этап: информационно-аналитический:(январь-май 2022г.)
Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.
Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн презентаций.
Ознакомление педагогов и родителей с содержанием проекта и составление плана работы по его реализации на подготовительном этапе;
Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта : ( наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло или в оркестре).
Подбор дидактических игр, карт-схем (опорные схемы для составления рассказа о музыкальном инструменте, таблица «Виды музыкальных инструментов»).
Подбор слайдовых презентаций («Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт», «Морская прогулка» и т. д. и видеоролики с музыкальными фрагментами).
Оформление информационного материала для родителей: сундучок идей: «Как организовать оркестр дома?»; консультации: «Влияние музыки на развитие ребенка», «Музыкальное Воспитание в семье»; рекомендации: «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях».
Основной этап: (сентябрь 2022 г. – апрель 2023 г.)
составление плана работы с детьми, педагогами и родителями по реализации основного этапа проекта;
Просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов; музыкантами, играющими на них соло и или в оркестре.
Приглашение в детский садучащихся Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия, хомусистов, артистов-исполнителей игры на музыкальных инструментах с Дома дружбы народов им. А. Е. Кулаковского, проведение познавательных экскурсий в ДДН им. Кулаковского и Музей хомуса.
Просмотр слайд- презентаций: «Какие бывают инструменты»,«Необыкновенный концерт».
Беседа с детьми «Какие бывают музыкальные инструменты».
Проведение сюжетно-ролевых игр с использованием темы музыкальных инструментов
«Идем на концерт», «Магазин музыкальных инструментов».
Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе).
Слушание живой музыки на музыкальных инструментах (струнные, клавишные, духовые).
Музыкально-дидактические игры : «Угадай, на чем играю», «Оркестр», «Подбери инструмент», «Музыкальный кубик», «Кубик-оркестр».
Чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты («Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды», «Садко»).
Раскрашивание картинок с изображением музыкальных инструментов.
Проведение мастер-классов по изготовлению нестандартных музыкальных инструментов с детьми, родителями и педагогами;
Заключительный этап: (май 2023г.)
Совместный с педагогами и родителями концерт с участием оркестра на детских музыкальных инструментах.
Выставка нестандартных музыкальных инструментов, сделанными из подручных материалов;
Издание рекомендаций родителям и педагогам по музыкальному воспитанию детей;
Обобщение опыта работы на профессиональных конкурсах, педагогических чтениях, научно-практических конференция, публикация статьи в периодических изданиях, интернет-ресурсах.
Ожидаемый результат
В результате реализации проекта :
• У детейпоявится живой интерес к миру музыки через использование увлекательных форм работы по музыкальному воспитанию.
• Расширится представление у детей о музыкальных инструментах : инструменты бывают оркестровые, народные инструменты и нестандартные (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).
• Сформируется музыкальный вкус, память и музыкальность в целом, интерес и желание к созданию собственных музыкальных инструментов из подручных материалов.
• Расширится эмоциональная сфера ребенка, познавательные и творческие способности у детей;
• Будет построено единое образовательное пространство «Детский сад и семья», будут внедрены интересные формы работы с родителями (законными представителями) по музыкальному, художественно-эстетическому и культурно-духовному развитию детей дошкольного возраста.
Популяризация данного проекта
Будет осуществляться различными путями:
1. Через участие в смотре «Марафон образовательных проектов», профессиональных конкурсах, фестивалях, педагогических чтениях, фестивалях, научно-практических конференциях.
2. Через презентацию данного проекта для воспитанников и родителей детского сада.
3. Через публикацию в периодических изданиях, интернет – ресурсы.
Оценка результатов
1. Оценка эффективности по итогам работы будет производиться по трем
направлениям: дети, педагоги, родители.
2. Положительное отношение к реализации проекта.
3. Участие родителей в проводимых мероприятиях.
4. Своевременное и качественное выполнение плана проекта.
5. По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участников с
целью подведения итогов работы.
Список использованной литературы:
1. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей»;
2. Газарян С. «В мире музыкальных инструментов»;
3. Левашова Г. «Музыкальный словарь в рассказах»;
4. Давыдова О. И., Майер А. А, Богославец Л. Г. «Проекты в работе с семьей»;
Журнал «Музыкальный руководитель» №4 2012г. ;
5. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова» - Минск, 1991г.
6. Зимина А. Н. «Мы играем, сочиняем!» - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
7. Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах» - Москва, Просвещение, 1990г.
8. Трубникова М. «Играем в оркестре по слуху» - Москва, 2000г.
9. Тютюнникова Т. «Уроки музыки. Система Карла Орфа» - Москва, АСТ,
2000г.
10. Тютюнникова Т. «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» - «Музыкальная
палитра» №6
11. Интернет ресурсы:
https://pandia.ru/text/78/043/20608.php