Анастасия Левченкова
Консультация для родителей «Мой ребёнок неправильно говорит звуки [Ш] и [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Как понять правильно ли ребёнок выговаривает звуки "Ш" и "Ж". Как проверить, и какие упражнения делать. На что обратить внимание.
Итак, звуки "Ш" и "Ж" к 5 годам по сути уже должны быть закреплены в речи ребёнка. Для того чтобы понять правильно ли ребёнок произносит звук, нужно сравнить его с правильным произношением. Просим произнести слово со звуком ""Ш" : например, "шапка, шутка", или предложение "у Маши новая шапка и шубка". Лучше если задаваемые слова не содержат других возможно неверно произносимых звуков (р, л, с). При правильном произношении губы должны быть "окошком", то есть видны нижние и верхние зубки, язык находится в форме "чашечки" за верхними резцами, с боков язык должен быть прижат к зубкам, а струя воздуха идёт через чашечку, вперёд.
Публикация «Консультация для родителей „Мой ребёнок неправильно говорит звуки [Ш] и [Ж]“» размещена в разделах
Какие могут быть искажения? На что обратить внимание?
Как понять что звук произносится не правильно:
-если при произношении надуваются щёки. Это значит что воздух идёт не через чашечку языка, а в бок, в щёки. Например, если ребёнок не прижимает боковые края языка к боковым зубам, а имеет точку соприкосновения спереди, у резцов, как при звуке "Л". Что поможет? Артикуляционные упражнения. Нужно научиться делать язык чашечкой, и направлять воздушную струю вперёд.
- если губы не вытягиваются окошком. И звук приобретает свистящий оттенок, или совсем похож на звук "С". Просто посмотрите, как ребёнок произносит звук "Ш". Если губы ставит неправильно, тогда начинаем гимнастику для губ. "Улыбка-окошко", переключаемость с одного на другое, шипим как змейка, вытягивая губы вперёд. Если звук всё ещё не чёткий, даже при правильной постановке губ, значит делаем артикуляционные упражнения для языка.
-если звук "Ш" произносится с помощью соединения резцов с губой. Получается звук похожий на "Ф". Ребёнок или подтягивает нижнюю губу к верхним резцам, или верхнюю губу подтягивает к нижним резцам. Это можно увидеть если посмотреть как произносится звук, отдельно или в слове. Поможет также гимнастика для губ. См. выше.
- если нет передних зубов. В принципе зубы не участвуют в произношении звука "Ш", если язык и губы стоят правильно. Поэтому это не оправдание неправильному произношению.
- если звук "Ш" произносится просто как выдох, или заменяется на звук "Х", делаем полный комплекс упражнений для губ и языка.
И ещё один важный момент. у ребёнка сложился определённый уклад произношения звука "Ш", поэтому если вы скажете "скажи "Ш", ребёнок выдаст привычную артикуляцию. Поэтому нужно назвать новый звук новым словом, так сказать создать новую ассоциацию. Пусть новый чистый шипящий звук будет назваться "змейка". Например, мы скажем, давай пошипим, как змейка. Или давай споём песенки змейки "ША-ШО-ШУ", или скажи слово "шахматы" со звуком змейки.
Если эта статья была полезна, поделитесь ею) и мне тоже очень будет приятно получить ваш лайк).
Любите и хвалите ваших детей даже за малые успехи, их это очень мотивирует стараться ещё больше.