Лучший педагог года

Опыт работы учителя-дефектолога «Трансдисциплинарный специалист ранней помощи»

Галина Соловьева
Опыт работы учителя-дефектолога «Трансдисциплинарный специалист ранней помощи»
▼ Скачать + Заказать документы

Работая в ГКУ СО КК «Сочинский реабилитационный центр», мне, как учителю-дефектологу, приходится иметь дело с детьми раннего возраста от 0 до 3 лет.

Оказание услуг ранней помощи – это процесс обеспечения младенцев и детей раннего возраста, имеющих инвалидность и/или задержку в развитии, и их семей специализированной поддержкой и услугами для улучшения развития детей, обеспечения их благополучия и участия в жизни общества.

Публикация «Опыт работы учителя-дефектолога „Трансдисциплинарный специалист ранней помощи“» размещена в разделах

Хочу отметить важность вовлечения и вовлеченности родителя в коррекционный процесс, его эмоциональное состояние, его видение проблемы или отсутствие таковой, его компетенции в решении поставленных задач. Грамотно построить свою работу, как с детьми, так и с родителями, мне помогли знания, полученные на курсах «Трансдисциплинарный специалист ранней помощи», организованных Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства.

Пройденные курсы по ранней помощи дали мне готовые алгоритмы и инструменты для работы с детьми в возрасте от 0 до 3 лет и их родителями, помогли взглянуть на решение волнующих вопросов, с другой стороны. Работая по данному алгоритму с детьми раннего возраста, я увидела увеличение вовлеченности их и их родителей в естественные жизненные ситуации, развитие позитивного взаимодействия ребенка и родителей, а самое главное – это изменение отношения мамы к возможностям ребенка, понимание решаемости заявленных проблем, выработка умения ставить функциональные цели.

Главная особенность ранней помощи заключается в том, что специалист   ранней помощи работает в партнерстве с родителями, семьями и другими важными для ребенка людьми, чтобы увеличить их знания, навыки, чтобы они могли отвечать потребностям ребенка, учить и развивать ребенка и его способности участвовать в семейной и общественной жизни.

На примере Ани (имя изменено намеренно) мне хотелось бы показать, как строится работа по алгоритму, предложенному Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства.

В процессе абилитации Ани, возраст которой на момент обращения было 2 года и 9 месяцев, я провела работу с ее мамой. Именно с общения с родителями и начинается работа по ранней помощи. В ходе первичного приема, мне удалось выяснить, что мама Ани переживает, что ее дочь плохо разговаривает. Родители полагали, что плохая речь мешает их девочке полноценно развиваться, заводить друзей, объяснять, что она хочет или не хочет, быть полноценным членом общества.

По итогам первичного приема и изучения опросника «Оценка функционирования ребенка в ежедневных жизненных ситуациях», который заполняется родителем, для углубленной оценки и проработки были выбраны следующие домены по международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья: домен 2 “Общие задачи и требования”, домен 3 “Коммуникация” и домен 7 “Межличностные взаимодействия и отношения”. Выбор пал на эти домены, так как во втором и седьмом доменах были выявлены легкие ограничения жизнедеятельности, а в третьем домене – умеренные ограничения жизнедеятельности.  

По итогам всех встреч и оценочных процедур, а так же уточнения состояния здоровья были поставлены следующие функциональные цели для Индивидуальной программы ранней помощи :

1. Когда Аня одевается, купается, мама дает Ане четыре новые многоплановые задачи: 1. умывайся, чисти зубы; 2. бери зубную щетку и чисть зубы; 3. выбери платье и надеть его; 4. садись на стульчик, снимай сандалии;

Аня выполняет их 5-6 раз в день 5 дней подряд.

2. Во время разных рутин, когда мама говорит Ане подождать и предупреждает, что в награду за это она получит конфету, то девочка может подождать 5 минут в 80% случаев, если знает, что далее последует награда.  

3. Во время разных рутин (игры, еды, прогулки, когда мама прячет мяч, чашку и др. Аня задает вопрос “Где?” в 80% случаев 5 дней подряд.

4. Перед едой, когда мама говорит Ане, что пора завтракать, обедать, ужинать, Аня садится за стол и спокойно кушает ложкой, вилкой, пьет из чашки до конца приема пищи в 80% случаев 5 дней подряд.

Для реализации этих целей я, как трансдисциплинарный педагог раннего развития, прибегала к различным стратегиям: совместное планирование, когда я и родитель договаривались о целях для программы ранней помощи, задачах на каждую сессию, действиях родителей между сессиями, обсуждались результаты работы, которые вновь вели к дальнейшему совместному планированию; я организовывала рефлексивную беседу и помогала маме и папе размышлять над тем, что происходит сейчас и что бы они хотели, чтобы происходило. Также я рассказывала родителям необходимую теорию и старалась тут же ее применить, чтобы они видели, как это правильно делать. Кроме этого старалась, чтобы родители сами применили эту теорию при мне и отрабатывали потом ее всю неделю до следующей нашей встречи.

Еще одна стратегия, к которой я прибегала, как специалист ранней помощи, – это обратная связь, построенная на ободряющей оценке, помогающей родителю осваивать навыки самостоятельной рефлексии.

После 11 недель совместной работы с родителями над доменами 2, 3 и 7, наша команда добилась следующих результатов:

1. Аня выполняет 4 задачи самостоятельно;

2. Аня ждет 5 минут;

3. Аня задает вопрос «Где?» самостоятельно;

4. Аня спокойно садится за стол, кушает ложкой, вилкой, пьет из чашки до конца приема пищи 5 дней подряд в 80% случаев.

Таким образом, алгоритм оказания ранней помощи, предложенный Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства, помогает сделать работу системной, понятной специалисту и родителям, а опора на ежедневые жизненные ситуации позволяет добиваться успеха в работе с детьми от 0 до 3 лет и решать проблемы, которые волнуют родителей в развитии и поведении их детей.

И на последнем этапе работы мы содействуем переходу ребенка в образовательную организацию, то есть детский сад.

На данном этапе семье оказывается услуга консультирования родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации с целью обеспечения преемственности в поддержке развития ребенка и сопровождения семьи.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Фотоотчет об изготовлении поздравительных открыток ко Дню учителя «Славим мы величие учителя» в центре помощи семье и детямФотоотчет об изготовлении поздравительных открыток ко Дню учителя «Славим мы величие учителя» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! Вашему вниманию предлагаю фотоотчет изготовления поздравительных открыток ко Дню учителя "Славим мы.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Опыт работы «Нейроигры в работе учителя-логопеда»Опыт работы «Нейроигры в работе учителя-логопеда» В последнее время, в связи с развитием науки и техники, на нас и наших детей обрушилось большое количество информации. Усложняются образовательные.

Опыт работы по ранней профориентации военной направленностиОпыт работы по ранней профориентации военной направленности Жизнь человека – это череда многочисленных выборов. Повседневных, бытовых и, безусловно, серьёзных, от которых зависит будущее. Каждый из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы учителя-дефектолога «Трансдисциплинарный специалист ранней помощи»
Опубликовано: 19 июня 2024 в 08:49
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы учителя-дефектолога «Трансдисциплинарный специалист ранней помощи»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Соловьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД