Горячева Татьяна
Перспективное планирование работы по формированию нравственных качеств личности у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл «Я и мои друзья»
Задачи:
- Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. - Пробудить интерес к себе и своим сверстникам, как формирующимся личностям. - Побуждать к внимательному и бесконфликтному общению с товарищами, с умением уступить и простить в проблемной ситуации.
Месяц Тема Задачи
Сентябрь – Октябрь - Ноябрь Беседы:
«Что такое дружба?»
«Кого можно назвать другом?» - Продолжать развивать представления о том, что такое дружба.
- Помочь осознать ценность дружбы.
Публикация «Перспективное планирование работы по формированию нравственных качеств личности у детей старшей группы» размещена в разделах
- Расширять представления о том, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Чтение художественной литературы:
А. Барто «Требуется друг»,
Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино»,
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»,
В. Осеева «Динка». - Помочь понять, как трудно быть хорошим другом.
- Учить дорожить дружбой
- Знакомить с хорошими поступками друзей.
- Закреплять положительные ассоциации с понятием «друг», «дружба».
Проблемные ситуации:
«Твой друг загрустил. Как ему вернуть хорошее настроение?»
«Вы поссорились с другом перед вашим днем рождением. Пригласите ли вы его на свой день рождения?»
«Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой»
«Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» - Учить искать пути выхода из проблемной ситуации.
- Вызвать желание помочь другу, поддержать его морально.
- Формировать дружеские отношения в коллективе.
-Помочь понять, что является важным в дружбе.
Рассуждение по пословицам о дружбе. -Учить называть нравственные качества настоящего товарища.
- Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам
Игры:
«О друге добрыми словами», «Опиши друга»,
«Мост дружбы». - Вспомнить, за какие качества ценятся друзья.
- Вызвать желание рассказать о друге добрыми словами.
Обыгрывание стихотворения Е. Серова «Нехорошая история» - Способствовать формированию хороших отношений между детьми.
Развлечение «Дружба начинается с улыбки».
- Создать атмосферу праздника, добра и дружбы.
- Подвести к пониманию, что улыбка человека - первый шаг на пути к дружбе.
- Вспомнить пословицы, песни о дружбе.
Цикл «Нравственные понятия и качества»
Задачи:
- Формировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости.
- Способствовать нравственному становлению дошкольников, путём формирования у них представлений о добре, милосердии, взаимовыручке, дружбе.
- Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Побуждать к активному и самостоятельному проявлению нравственных качеств.
- Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности, лживости.
Месяц Тема Задачи
Декабрь – Январь - Февраль Беседа «Что есть правда, что есть ложь?»
«Откуда появляется грубость?»
«Кого можно назвать вежливым человеком?»
«Щедрый и жадный; кто лучше?» - Помочь понять, что такое правда и ложь.
- Помочь понять, что грубость – отрицательное качество, рождённое от злости, зависти и хамства.
- Формировать представление о вежливых людях и качествах, которыми они обладают.
- Дать представления о роли этих качеств в межличностном общении.
Чтение художественной литературы:
В. Осеева «Вежливое слово», «Синие листья», «Перышко»
В. Осеева «Хорошее»,
Е. Пермяк «Чужая калитка»,
В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»,
С. Маршака «Если вы вежливы»,
А. Барто «Любочка»
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане.»
В. Д. Берестов «Мужчина»;
Ю. И. Коваль «Чистый Дор»;
Я. И. Дубов «Беглец»;
Г. И. Полонский «Никто не поверит» - Учить быть честными и справедливыми.
- Учить анализировать поступки.
- Показать, что вежливые слова обладают большой силой.
-Вызвать желание быть вежливым с окружающими.
- Учить анализировать поступки; учить быть благодарными за помощь.
Проблемные ситуации:
Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия.
Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова? - Помочь понять, что ложь может больно обидеть.
Рассуждение по пословицам «Лучше горькая правда.» - Воспитывать в детях правдивость
Игры: «Передай другому», «Щедрые подарки», «Как надо заботиться», «Только хорошее», - Закреплять навыки вежливого обращения к окружающим.
Детский мастер-класс «Знакомство с правилами честности». - Ориентировать детей на честные поступки.
- Воспитывать стремление быть честными.
«Игра-путешествие в сказочную страну - Воспитывать нравственные качества (сострадание, сопереживание, желание помочь).
-Учить понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки.
Цикл «Основы взаимоотношений»
Задачи:
- Способствовать усвоению основных понятий о социальных нормах отношений.
- Расширять представления о правилах поведения и общения в обществе.
- Формировать потребность в доброжелательном отношении к окружающим.
- Вызвать желание строить своё поведение и общение друг с другом на основе полученных знаний.
Месяц Тема Задачи
Март – Апрель - Май Беседы: «Как жить, чтоб никогда не ссориться?»
«С кем мне легко находится рядом» - Формировать представления о культуре взаимоотношений в коллективе.
- Выяснить, с кем приятно взаимодействовать в коллективе, какие качества привлекают в товарищах.
Чтение художественной литературы
В. Орлов «Кто кого обидел первый»
Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы»,
Т. А. Шарыгина «Три дочери»,
Л. Воронка «Ссора с бабушкой»,
В. Сухомлинский «Если бы у меня был ковёр-самолёт», «А сердце тебе ничего не приказало?» - Помочь понять некоторые причины ссоры.
- Учить дорожить дружескими взаимоотношениями.
- Учить внимательному и доброму отношению к окружающим.
Рассуждение по пословицам - Воспитывать уважение к своим товарищам, их играм, интересам и увлечениям.
Проблемные ситуации:
Вы пришли в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
Игра «В тесноте, да не в обиде», «Угадай по голосу», «Помогаем друг другу», «А что сказали бы вы?»
- Помочь сближению детей друг с другом, формированию эмоционального контакта и доверительных отношений.
Инсценировка сказки «Крылатый, мохнатый и масляный» - На примере героев сказки учить простым способам выхода из конфликта
-Помочь в установлении положительных взаимоотношений между детьми
Коллаж «Правила взаимоотношений с друзьями».
- Определить, какие сюжеты являются примерами добрых взаимоотношений в коллективе. - Сформулировать и закрепить правила взаимоотношений в процессе создания коллажа.