Юлия Аёшина
Консультация «Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредствам русской народной игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Аешина Юлия Юрьевна, воспитатель
Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредствам русской народной игры.
МБДОУ "ЦРР - д/с "Солнышко", р. п. Усть-Абакан
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие- кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребёнка эти прекрасные человеческие качества? К сожалению, их желания не всегда осуществляются.
Публикация «Консультация „Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредствам русской народной игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Пытаясь понять, что стало причиной неудачи, мы взрослые склонны обвинять её в плохом влиянии сверстников, «улицу», многие считают, что были с ребёнком недостаточно строги, мало наказывали и т. п. А дело в том, что нравственное становление личности происходит под влиянием самых разных воздействий: и примера окружающих людей, и жизненных обстоятельств, и полученных впечатлений, и собственной деятельности человека, и много другого. Можно сказать, что нравственность воспитывается самой жизнью. [2]
Ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью нравственного выбора : поступить хорошо (нравственно, как требуют взрослые, но в чём-то отказать себе или поступить плохо (безнравственно, но зато удовлетворить своё желание. Ребёнок стремится получить одобрение взрослых и детей, быть в их глазах хорошим. Помогает ему в этом не только прямая, но и косвенная оценка, когда его сравнивают с другими детьми или с героями сказок, литературных произведений.
Однако нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребёнку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или писать. Ребёнок может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что обманывать стыдно, но говорить неправду. Необходимо, чтобы ребёнок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре, прежде всего ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, ребёнок учит подчинять себя правилам игры, совершенствуются нравственные оценки.
Понаблюдав за детьми, я обратила внимание, что в игре часто присутствуют такие качества как : злость, жестокость, самолюбие, жадность, то есть духовно-нравственные качества у многих отсутствуют. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми.
Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным- развивать духовно-нравственные качества личности ребёнка через русские народные игры. Игра учит ребёнка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Поэтому русские народные игры я использую во всех видах деятельности с дошкольниками.
В игровой форме знакомлю детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье.
В играх продолжаю работу по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.
Особое внимание уделяю играм - драматизациям. Делаю драматизацию не только по сказкам, но и учу детей обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами.
Использование подвижных народных игр прочно вошло в практику. Изготовила картотеку игр, где перечень подвижных игр для удобства разбиваю поквартально соответственно возрастным особенностям детей, сезону: «Городки», «Лапта», «Коршун», «Горелки», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Колечко-колечко», «Поводырь» и т. д.
Через русские народные игры дети познают окружающий мир. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры для дошкольников. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом т. д. [3] Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, используем сговорки: Кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмёшь? Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным.
Таким образом, игра, являясь осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается, способствует получению социального опыта, опыта чувств и становится его личным достоянием, которое ребенок может применять в других условиях.
Литература:
1. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. М. : Просвещение, 1983г. —192 с.
2. Загик Л. Воспитание нравственного человека // Дошкольное воспитание. 1994. №11. С. 65-68.
3. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игры и нравственное воспитание дошкольников. М. :Издательство МГУ, 1986.
4. Кукушкина Е. Ю. ,Самсонова Л. В. Играем и учимся дружить. М. , Издательство: Сфера, 2012 г.
5. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2006.
6. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М. : Просвещение, 1976г. - стр. 94.