Ирина Просёлкова
Программа развития восприятия цвета, использования цвета в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение детьми цветовым богатством окружающего их мира основано на сенсорном развитии ребенка, а именно сенсорным эталоном цвета, которое организуется и направляется взрослым, педагогом.
Если в семье до посещения ребенком дошкольного учреждения на развитие у него восприятия цвета обращалось внимание, то он приходит в сад, умея выделять цвет как качество предметов, различать и называть ряд цветов. Если же этого не происходило, то ребенка нужно вводить в мир цветов.
Публикация «Программа развития восприятия цвета, использования цвета в изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
В детском саду развитие чувства цвета на основе развития цветового восприятия должно осуществляться последовательно, планомерно и постепенно с учетом индивидуального опыта ребенка. Для каждой возрастной группы дошкольного учреждения определены задачи ознакомления детей с цветом предметов, явлений окружающей жизни, освоения ими умения видеть, различать, называть цвета и использовать их при создании изображения в творческой изобразительной деятельности.
Все виды художественно деятельности детей имеют большое значение для их развития не только в том направлении, к которому эта деятельность относится (музыкальному, художественно-речевому и т. п., но и для всестороннего развития. И когда в воспитательно-образовательную работу с детьми включаются разнообразные художественные деятельности при условии их интеграции, то их воздействие на ребенка углубляется и расширяется.
Исходя из сказанного, разработала программу развития у детей восприятия цвета и формирования у них чувства цвета в условиях интеграции разных видов художественно-творческой деятельности.
В различных вариативных программах определяются задачи по развитию у детей цветового восприятия и использования разнообразных цветов в деятельности. Различие состоит в количестве цветов, которые должны научиться различать и использовать дети. Представляю задачи по формированию основ чувства цвета у детей, которые определенные в нашей программе по всем возрастным группам.
1 – я младшая группа (третий год жизни)
Вызывать у детей интерес к цвету предметов, разноцветным игрушкам, цветным карандашам, краскам. Показывая тот или иной предмет, игрушку, называть их цвет. Обращать внимание детей на яркие, отчетливо выделяющиеся цвета : синий, красный, желтый.
Показывая детям предмет (игрушку) красного цвета, называть цвет, предложить детям повторить название цвета. Показать еще предмет такого же цвета, спросить, какого цвета этот предмет. Если дети не назовут, показать эти предметы рядом и сказать: «Тоже красного цвета». Например, если сначала был показан шарик красного цвета, то затем показать кубик красного цвета, после этого показать еще один предмет такого цвета, спрашивая детей, как называется цвет этих предметов, назвать сами предметы.
В повседневной жизни поощрять самостоятельное называние ребенком уже знакомого ему цвета и попросить найти что-то еще такого же цвета. Спрашивая детей, какого цвета тот или иной предмет, попавший в их поле зрения, если этот цвет им уже знаком.
Для закрепления знания названия цветов, проводить разнообразные игры, создавать игровые ситуации, позволяющие решать задачи развития цветового восприятия и закрепления знания цветов. На занятиях рисование предоставляем детям возможность рисовать карандашами, фломастерами, красками уже знакомого им цвета. Постепенно вводить другие цвета, пусть даже дети их не знают.
В результате такой работы с детьми, которая может проводиться индивидуально, с небольшими подгруппами и со всей группой, у детей накапливается сенсорный опыт - опыт восприятия и выделения такого важного свойства предметов, как цвет. Этот опыт создает основу для возникновения цветовых ассоциаций : как солнышко, как травка, как цветок и т. п.
2-я младшая группа (четвертый год жизни)
Формировать у детей умения различать предметы по цвету, называть цвета, подбирать сходные по цвету предметы и использовать в художественной деятельности такие цвета : красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный и оттенки - голубой и розовый.
Прежде всего, детей следует знакомить с реальным, основным цветом предметов : трава, листочки на деревьях, елочка - зеленого цвета; помидоры-красные; одуванчики, лютики и некоторые другие цветы - желтого цвета и т. п. Вместе тем, рассматривая, созданные человеком игрушки, предметы быта (одежду, посуду и др. ], транспорт, здания - обращать внимание на их окраску, спрашивая, а что есть еще такого же цвета. Это способствует образованию у детей ассоциативных связей на основе общности цвета; у них формируется умение объединять предметы по сходству по одному из признаков - цвету. Дети 3 лет еще не могут смешивать краски с целью получения нового цвета или оттенков, однако, чтобы они поняли, как получается новый цвет, им следует показать, как можно получить голубой цвет, розовый.
Если некоторые дети знают цвета и выделяют предметы того или иного цвета, не обозначенные в программе, надо подтверждать правильно названный ребенком цвет, положительно оценивая знания малыша, спросив при этом, а что такого цвета бывает, где он видел такой цвет. Это будет стимулировать интерес детей к цветовой стороне окружающей жизни.
В этом возрасте у детей может проявиться предпочтение к какому - то цвету. К этому следует относиться с пониманием, вместе с тем стимулировать использование в рисовании и других цветов.
Средняя группа (пятый год жизни)
В этой группе продолжается работа по развитию у детей эстетического восприятия путем развития персептивных действий - действий восприятия, выделения, различения и называния цвета предметов, а затем и передачи основного цвета в рисунке и аппликации. Эти задачи решаются путем приобщения детей к народному декоративно - прикладному искусству, каждый вид которого обладает своей цветовой гаммой.
Педагог закрепляет знания детей о цвете объектов природы и предметов, созданных человеком (в этом случае цвет не закреплен жестко за предметом, а может быть достаточно широко вариативен).
Необходимо познакомить детей с оттенками цветов (розовый, голубой, светло - зеленый, с новым цветом - оранжевым, показать, как эти цвета можно получить. Как правило, дети и этой группы еще не могут сами приготовить краску того или иного цвета из - за недостаточности высокого уровня овладения умением рисовать красками, но знание того, как можно создать нужный цвет или оттенок, расширяет их кругозор и ориентировку в цветовой стороне действительности и вызывает желание передавать разнообразие цветов в окружающей их жизни. Однако без целенаправленной педагогической работы в этом направлении дети этого возраста могут все изображать одним цветом, не испытывая потребности использовать карандаши или краски разного цвета.
Овладевая способами рисования карандашами и красками, дети вместе с этим приобретают возможность свободнее пользоваться цветом при создании изображения, и важно побуждать их к созданию разнообразных красочных рисунков, аппликаций. Достигнув большей уверенности в рисовании красками, дети постепенно и сами приобретут умение готовить нужные им цвета.
У детей этой группы следует закреплять и уточнять (или если эта работа не осуществлялась в предыдущей группе, то познакомить) с цветовой гаммой дымковской и филимоновской игрушек.
Развивать у детей желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращая внимание на многоцветие окружающего мира. Если дети овладеют основными способами рисования цветными
карандашами, то в конце года можно показать им способ получения более яркого и более светлого цвета, сильнее или слабее нажимая на карандаш. Это сенсомоторный навык, и поэтому словесного объяснения недостаточно, тогда следует показать его вместе с рукой ребенка, фиксируя его внимание на миле нажима, предупреждая, что не следует нажимать на карандаш слишком сильно, иначе может сломаться грифель.
Важным умением, от которого зависит получение чистого цвета при рисовании красками, является хорошее промывание ребенком кисти. Этот навык необходимо формировать у детей младшей и средней группы и продолжать в старшей. Развивать у детей стремление и желание широко и свободно ориентироваться в цветовой действительности. Направлять внимание детей на сравнение цветов и оттенков в природе, в предметной среде, развивать умение видеть красивые сочетания цветов. Выделять теплые и холодные тона и оттенки, видеть богатство оттенков (например, зеленого цвета в траве, листве разных деревьев и одного и того же дерева в тени и на солнечной стороне и др.).
Дать детям представление об изменчивости природных цветов в связи с изменением времени года, освещения, созревания плодов и др.
Развивать у детей чувство цвета, знакомя их с цветовой гаммой народного декоративно - прикладного искусства.
Учить детей готовить цветной фон для рисования и аппликации, используя разные техники покрывания бумаги цветом (одним цветом ватным тампоном или плоской большой кистью - флейц, размывка, вливание цвета в цвет, набрызг и др.).
Старшая группа (шестой год жизни)
Программа для старшей группы по формированию у детей восприятия цветов, представлений о цветах и их создании у детей чувства цвета включает целый ряд задач:
закреплять знание усвоенных раннее цветов и оттенков;
познакомить детей с цветовыми эталонами : расположение цветов в цветовом спектре на примере радуги;
расширить представления детей о получении оттенков любого цвета. Показать детям, что светлота оттенка любого цвета в краске зависит от количества добавленной в нее белой. А познакомив детей с акварелью и способами рисования ею, показать, что светлота оттенка зависит от количества добавленной воды;
научить детей передавать 2-3 оттенка цвета при рисовании карандашами путем регуляции силы нажима на карандаш. Довести до осознания детьми этого способа как общего для создания оттенка любого цвета в рисовании карандашами.
Следует продолжать формировать у детей понимание того, что чистота цвета и оттенков при рисовании гуашью и особенно акварелью зависит от чистоты воды и хорошего промывания кисти, прежде чем брать краску другого цвета. Важно продолжать развивать эстетическое восприятие, развивать цветоощущение, умение всматриваться в цвета предметов, явлений, сравнивать их, устанавливать сходство и различия; обращать внимание детей на многообразие цветов и оттенков в природе и предметах, созданных человеком.
Подготовительная группа (седьмой год жизни)
При систематической и последовательной работе с детьми по формированию у них чувства цвета, дети седьмого года жизни имеют знания о цветах и оттенках, знакомы с цветовым спектром, умеют составлять цвета и оттенки, могут широко использовать цветовую гамму при создании изображений в рисунках и аппликациях (реальных, декоративных, сказочных, фантастических).
Основные направления работы
Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его ознакомления с природным окружением.
Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового. Поэтому можно выделить основные направления работы:
Моторика и графомоторные навыки;
Тактильно-двигательное восприятие;
Кинестетическое и кинетическое развитие;
Восприятие формы, величины, цвета предметов;
Зрительное восприятие;
Восприятие особых свойств предметов на основе развития обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений;
Слуховое восприятие;
Восприятие пространственных отношений;
Восприятие временных отношений.