Ирина Руденене
Модели использования ИКТ в МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования осваивается в процессе совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. В свою очередь, совместная деятельность взрослого и детей разделяется на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. Следовательно, и формы организации воспитательно-образовательного процесса следует выстраивать для каждого из трех описанных компонентов.
Публикация «Модели использования ИКТ в МБДОУ» размещена в разделах
Перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача — найти место ИКТ в рамках действующего законодательства, то есть описать место ИКТ в реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
С введением ИКТ не вводится никаких принципиально новых форм. Однако применение ИКТ позволяет существенно обогатить уже имеющиеся формы.
Компьютер в детском саду — явление неоднозначное, так как, действуя с электронными явлениями (образами, ребенок наделяет их своеобразной символикой, которая, возможно, данному образу не присуща. Заменяя деятельность (часто творческого свойства) на механическую, ребенок привыкает к готовым ответам на экране. Это главные риски внедрения компьютеров в воспитательно-образовательный процесс. Возможно, такая деятельность не будет вредна. Но будет ли она полезна? На этот вопрос и должен ответить грамотный, квалифицированный педагог. Он должен определить содержание этой деятельности, учитывая при этом те самые образовательные области, которые определены в ФГОС ДО.
Визуальная модель. Эта модель включает презентации, видеофрагменты фильмов и мультфильмов, модули действий (в группе раннего возраста используется для обучения детей самостоятельной деятельности – последовательности умывания, одевания, собирания в правильной последовательности пирамидок, конструирования различных предметов, слайд-шоу,
мультимедийные фотоальбомы. Все эти средства обеспечивают наглядность, дающую возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, не только обратиться к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему, более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Также в качестве мультимедиа ресурсов выступают интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из жизни животных, растений, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения (дикие животные, животные и растения различных природных зон и т. д.). Задача схем и моделей — наглядно представить такие процессы в неживой природе, как смена времен года, круговорот воды и др.
В обучении грамоте мультимедиа ресурсы призваны, с одной стороны, помочь смоделировать звучащую речь с помощью различных схем и моделей, с другой стороны, наряду с традиционной статичной наглядностью предложить альтернативные динамичные образы и объекты наблюдения. Так, те же предметные картинки, наблюдаемые в движении, будут способствовать формированию глагольной лексики, а динамичный образец артикуляции звука позволит организовать и наблюдение за ней, и контроль собственного произношения. Возможность использования аудиоматериалов позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению.
Обучающие игры с элементами грамоты развивают и поддерживают интерес к таким занятиям, способствуют формированию положительной мотивации к чтению. Этому же способствует просмотр некоторых мультфильмов, например «Улица Сезам», «Азбука-малышка». Просмотр мультфильмов целесообразно устраивать после знакомства с соответствующим произведением художественной литературы.
Аудио-модель. Эта модель включает музыкальное сопровождение, аудиокниги, радиоспектакли.
Одним из основных средств организации учебно-воспитательного и игрового процесса издавна является радио и проигрыватель. Сегодня они заменяются более современными средствами. Фактически во всех типах занятий и во всех образовательных областях используется музыкальное сопровождение. Звуки музыки сопровождают ребенка на протяжении всего дня. Для реализации этой модели в распоряжении воспитателя имеется большая коллекция музыкальных фрагментов (медиатека методического кабинета).
Другим не менее важным средством является аудиокнига. Она оказывается прекрасным решением в случае большой наполняемости групп, когда воспитатель не имеет возможности постоянно держать в поле зрения большое количество детей. Ассортимент предлагаемых аудиокниг велик, речь идет лишь о грамотном отборе, так как не все аудиокниги одинакового качества.
Радиоспектакли в этом отношении более надежны, так как сделаны в период, когда к качеству такого рода продукции был совсем другой подход.
Игровая модель. Игровая модель опирается на использование ИКТ в детском саду для игр. При этом могут использовать не только традиционные ИКТ, но и электронные игрушки, включенные в процесс учебно-образовательной деятельности. Среди последнего можно назвать: детские компьютеры, интерактивные обучающие игрушки, электронные игры, интерактивные развлекательные игрушки.
Детский обучающий и развивающий компьютер или детский игровой компьютер предназначен, прежде всего, для того, чтобы развивать ребенка, однако для него все будет выглядеть как игра. Обучающая и развивающая электронная игрушка рассчитана на помощь ребенку в освоении окружающего мира, азбуки безопасности, алфавита, счета, чтения и письма.
Интерактивные, обучающие и развивающие товары имеют четко заданную цель — развитие определенных знаний, умений или навыков. Здесь самое важное для педагога - подобрать игру, отвечающую образовательным задачам и возрастному цензу детской группы.
Методическая модель. Важнейшую роль в организации учебно-воспитательного процесса играет методическая модель применения ИКТ. Методическая модель включает следующие части: методические видеозанятия, дидактические аудиокниги, система вебинаров, дистанционные семинары и лекции, электронные педагогические СМИ и методические интернет-ресурсы.
Методические видеозанятия представляют собой большую, но разрозненную коллекцию занятий, созданных с разными целями (рекламными, мемориальными, а также непосредственно методическими). Пока такие видеозанятия не стали частью методической поддержки образовательной системы и используются спорадически.
Дидактические аудиокниги насчитывают уже несколько лет истории. Некоторые методические разработки были рассчитаны для использования в аудиорежиме. Но, хотя количество аудиокниг быстро растет, пока нет методики использования этого ресурса.
Вебинары получили быстрое и повсеместное распространение, образовав своего рода сообщество людей, быстро освоивших этот тип повышения квалификации. Наиболее авторитетным центром организации таких семинаров стал Московский центр финансово-экономического развития на сайте «Менеджер образования».
Дистанционные семинары и лекции - более традиционный по сравнению с предыдущим способ обучения с применением ИКТ.
Электронные педагогические СМИ благодаря предоставляемым в них материалам дают замечательную методическую базу. Сегодня фактически все издания (из 235 педагогических изданий разного толка, зарегистрированных в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям) имеют свой сайт.
Подготовительная модель. Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, применяемая довольно широко – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Часто воспитатели, найдя хорошую книгу с упражнениями и заданиями для детей (к примеру, тетрадь на печатной основе, столь любимая детьми, родителями и педагогами, обращаются к родителям с просьбой сделать копии. Использование обычных сканера и принтера, а также наличие элементарных навыков работы в любом графическом редакторе позволяет решить эти проблемы. Педагог может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости. Подготовительная модель позволяет изготовить: необходимые дидактические пособия;
раздаточный материал;
предметные и сюжетные картинки;
маски, медальоны для подвижных игр;
атрибуты для театральной деятельности.
Диагностическая модель. В МБДОУ организована электронная медиатека для педагогов, куда внесена педагогическая диагностика, календарные планы дошкольного учреждения и педагогов, сетка совместной деятельности, журнал приема-передачи детей, журнал учета хода и содержания образовательного процесса и т. д. ; документация информационных стендов (консультации для родителей, стендовая информация познавательного, ознакомительного характера и т. д.).
Информационная модель. Информационная модель – это колоссальный объем справочной литературы, блогов, рисунков, программ игровых и обучающих, которые хранятся в интернете.
Педагоги могут воспользоваться интернет-ресурсами дошкольного учреждения в свободное от основной деятельности время.
Социально-коммуникативное развитие.
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Развитие игровой деятельности. Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание.
Обеспечивается пятью моделями : визуальной, игровой, подготовительной, методической и диагностической.
Для этого вида образовательной деятельности, который реализуется как на занятиях, так и через игру, ИКТ используется уже довольно давно.
Визуальная модель связана с демонстрацией картинок, изображений, презентаций, персонажей для игры, игровых схем, видеосюжетов, представляемых на экране или интерактивной доске. Все это часто используется как на занятиях, так и в процессе игры.
Игровые модели используют детские компьютеры, цифровые игрушки, металлоискатели (при игре на улице) и проч.
Подготовительная модель позволяет подготовить необходимые материалы для занятий, а методическая — помогает воспитателю готовиться к занятию, используя возможности компьютера и интернета для поиска рекомендаций по предстоящему занятию.
Диагностическая модель реализуется по той же схеме, которая описывалась выше.
Трудовая деятельность.
Осуществляется в процессе прогулок, режимных моментов и самостоятельной деятельности.
В силу специфики, этот вид образовательной деятельности в меньшей степени ориентирован на использование ИКТ. Вместе с тем, в некоторых занятиях могут быть использованы и аудио-видеомодели (например, просмотр фрагментов фильмов о профессиях, прослушивание сказок о ремеслах). Отдельные фрагменты подготовительной модели могут быть задействованы на занятиях по реставрации книг: распечатка вырванной страницы на принтере, подготовка графика роста растения и проч.
Диагностическая модель присутствует в каждой образовательной области и осуществляется по вышеприведенной схеме.
Основы безопасной жизнедеятельности
Для этой деятельности существенно расширяется потенциал визуальной и игровой моделей. В них могут быть включены не только компьютерные игры на тему безопасности, но и электронные управляемые игрушки. Один из видов ИКТ, опыт использования которых имеется в России, — мини-светофоры для обучения детей правилам дорожного движения. Другой вариант — использование системы видеонаблюдения, установленной в детском саду для занятия с детьми по безопасности.
Познавательное развитие Познавательное развитие
Несмотря на все значение, которое имеет эта деятельность, использование ИКТ здесь достаточно традиционное: аудио-, видеомодель, игровая модель — для детей; методическая, подготовительная, диагностическая модель — для взрослых. При определенных условиях для детей подготовительной группы может быть использована коммуникативная модель.
Используются различные презентации или отрывки из документальных фильмов познавательного характера. Так же для ознакомления с окружающим миром педагогами используется цифровой микроскоп, который позволяет не только наблюдать за предметами живого окружения (за флорой, но и фиксировать результат в видеожурнале.
Формирование элементарных математических представлений
Используется визуальная модель, например презентации. Но все же более успешной в этом случае является игровая модель, в которой используются математические компьютерные игры.
К перечисленным двум моделям добавляются диагностическая, подготовительная и методическая.
Речевое развитие Развитие речи
ИКТ используется главным образом на занятиях. Наиболее часто используется визуальная и аудиомодель для детей и методическая, подготовительная и диагностическая модели для взрослых.
Художественная литература
Чтение художественной литературы близко с точки зрения использования ИКТ к образовательной деятельности «Развитие речи». При осуществлении этого вида образовательной деятельности наиболее часто используется визуальная модель и аудиомодель для детей и методичес-кая, подготовительная и диагностическая модели для взрослых.
Художественно-эстетическое развитие Продуктивная деятельность
Основная модель использования ИКТ – визуальная, когда для наглядности детям демонстрируют изображения картин, предметов декоративно-прикладного искусства и рисунки самих детей, сценки из мультфильмов, иллюстрации к сказкам и проч. Иногда этот показ сопровождается музыкой. Сопровождение может быть программным. Например, в том случае, если дети рисуют «Сказку о царе Салтане» и воспитатель акцентирует их внимание на различных изобразительных средствах, например, музыке. Тогда показ сопровождается музыкальными сценами из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». В некоторых случаях музыкальное сопровождение может и не носить содержательного характера, а создавать приятную атмосферу.
Воспитатель может сканировать после очередного занятия рисунки детей и потом показывать их на экране.
Для художественного творчества может использоваться и аудио-модель, если надо прослушать какое-то литературное произведение.
Для воспитателей остаются те же модели – подготовительная, диагностическая и методическая.
Музыкально-художественная деятельность
Для нее требуются: проигрыватели, аудиосистемы, а также компьютер и интернет. Но для компьютера в этом случае потребуются дополнительные программные средства, которые позволяют редактировать музыку, читать ее с листа, менять звучание инструментов и их состав. Особенно это важно на занятиях, где дети знакомятся с музыкальными инструментами и оркестром.
Физическое развитие. Приобщение к здоровому образу жизни
Подготовительная модель предполагает, что в процессе подготовки к занятиям воспитателю может понадобиться вспомогательный материал, и он должен будет его приготовить с помощью интернета или медиатеки.
Потребность в визуальной модели может возникнуть в том случае, если воспитатель подготовит интегрированные с другими образовательными областями занятия. Тогда появится возможность подготовить презентацию по теме.
Методическая модель связана с разработкой занятий-бесед, наблюдений и проч. Полезно было бы разработать в рамках образовательной области «Здоровье» несколько бесед с детьми, в которых в игровой форме рассказывалось бы, как следует правильно использовать компьютер.
Игровая модель появляется в двух старших группах в том случае, если воспитатель решит использовать существующие игры-занятия по теме «Здоровье».
Физическая культура.
Для этой образовательной области используется ограниченное число моделей, что естественно. В первую очередь, это аудиомодель — составленная педагогом специально для каждого занятия звуковая дорожка, продолжительность которой зависит от группы, или подбор готовой дорожки из медиаресурсов. Для реализации этой модели необходимы акустические системы записи и воспроизведения звуков.
Визуальная модель реализуется в двух видах. Первый используется для маленьких детей, которым иногда полезно представить основные движения в виде наглядных схем. Второй может быть использован для детей любого возраста: любимый детский герой на экране делает упражнения, которые выполняют дети (для этого нужна анимационная разработка).
Методическая модель адресована не столько детям, сколько воспитателю — это запись основных физкультурных упражнений. Она помогает ведущему занятие специалисту заранее просмотреть ее и уяснить все сложные или непонятные моменты.
Диагностика также осуществляется, но носит особый характер. Ребенку не надо отвечать на тестовые вопросы с помощью компьютера — воспитатель заносит данные по диагностическим занятиям в порт-фолио воспитанника.
Коррекционная педагогика.
Если вопрос использования ИКТ для детей дошкольного возраста продолжает вызывать сомнения у родителей, воспитателей и ученых, использование ИКТ в работе с детьми с ограниченными возможностями — вопрос выживания. Существует множество очень хороших наработок в этом направлении для самых различных форм заболевания, но главным образом в логопедии. При этом многие наработки логопедов могли бы быть использованы и при знакомстве обычных детей с речью.
Эффективность внедрения непосредственно зависит от того, какое именно психолого-педагогическое содержание заложено в эти технологии, какие функции им предписываются, какую роль, и место они занимают в системе обучения, чему и насколько хорошо обучены учителя, в руках которых оказываются эти технологии.