Елена Рогожина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [з]-[з’]. Буква З»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Познакомить детей с согласной буквой «З» и ее печатным написанием и звуком «З-Зь». Учить читать слоги и слова. Учить проводить фонетический разбор прочитанных слов. Учить соотносить схему слова с названием предмета. Продолжать определять место звука в слове. Развивать у детей звуко-буквенный анализ. Воспитывать интерес к чтению.
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Материал: Демонстрационный материал: «Звуки и буквы» (лист 26) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв; карточки со предметами зонт, корзина, цветные карандаши.
Методы и приемы: Вопросы к детям, рассматривание, называние детьми букв, игровой прием, худ. слово, хоровое и индивидуальное произнесение звука, работа с раздаточным материалом; чтение слогов, слов, индивидуальная помощь, итог.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой, но сначала давайте вспомним, что такое звук?
- Какие бывают звуки?
- А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
- Назовите согласные звуки. Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)
- Назовите гласные звуки. Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)
- Пришла ещё одна буква З, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой З и поможем ей найти своё место в домике.
– Произнесём вместе З. Хоровое и индивидуальное произнесение звука З.
– Когда мы произносим звук З, губы немного растянуты, как при улыбке. Язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу упирается в нижние резцы.
Гласный или согласный звук З?
- А теперь давайте посмотрим, как выглядит эта буква.
Показать детям букву «З» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.
Эта буква, как змея, извивается,
Потому и буквой З называется.
Работа с раздаточным материалом
- Ребята, найдите букву З среди других букв в своих кассах.
- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы З). Дети пишут букву З указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.
- Букву мы с вами нашли, теперь предлагаю поселить ее в домик. «З» гласная или согласная?
- Правильно согласная, каким цветом ее домик?
Чтение слогов в слоговых домиках
- Ребята, гласные звуки хотят подружиться с согласной З прочитайте слоги в слоговом домике.
– Одинаково ли произносится звук З в слогах? (Нет, перед гласными А, О, У, Э, Ы он произносится как звук З, а перед гласными Я, Ю, Е, Ё, И – как звук ЗЬ).
- Как обозначаются на схеме мягкий согласный звук? (Зеленым квадратом).
- Как обозначаются на схеме твердые согласные? (Синим квадратом.)
Игра «Сигнальщики»
Предлагаю поиграть в игру «Сигнальщики». Если вы услышите звук З – поднимите синий сигнал, если звук Зь – поднимите зеленый.
А) З Зь;
Б) зу зе зы мзи зю зя;
В) зонт зебра зоопарк борозда Зина зубр.
Выставляю лист 26.
- Прочитайте слова «роза», «ваза», «гроза», «коза», (одновременно педагог ведет указкой от начала слова к концу, добиваясь от детей слитного произношения слов).
Физминутка «Вновь у нас физкультминутка»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Раз-два, раз-два-надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок-скок-скок.
Кто-то зайку испугал-Зайка-прыг… и убежал.
Работа в тетради Работа над звукобуквенным анализом слов.
– Приготовьте фишки для звукового анализа слова
- Выполним звуковой анализ слова зонт и слова корзина.
Дети работают за столами с раздаточным материалом фишками красного, зеленого и синего цвета
Один ребенка работает у доски.
Ребенок выкладывает слово схематично и дает характеристику звуков.
Игра «Допиши и прочитай»
Дописать к слогам в прямоугольниках слог ЗА и прочитать слова (РОЗА, КОЗА)
Итог:
- С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?
- Что мы знаем про предложение?
- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой.