Елена Рогожина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Познакомить с мягким согласным звуком «Щ». Познакомить с печатным написанием буквы «Щ». Учить читать слова и несложные тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Познакомить с тем, что звук «Щ» всегда мягкий. Воспитывать интерес к чтению.
Материал: Демонстрационный материал: «Звуки и буквы» (лист 34) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Раздаточный материал: набор магнитных букв.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук и буква Щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Методы и приемы: Рассматривание, вопросы к детям, объяснение, самостоятельная работа детей,дидактическая игра, индивидуальная помощь детям. Итог.
Предварительная работа: Чтение слогов, составление предложений по предложенным схемам.
Ход
Организационный момент:
- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!
- Ребята, давайте мы с вами вспомним, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают звуки?
- А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
-Рома, произнеси гласные звуки.
-Почему они так называются? (Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)
- Кирилл, назови согласные звуки.
-Почему они так называются? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)
-Что мы знаем о согласных звуках (Они бывают мягкими и твердыми, звонкими и глухими)
- Что мы знаем о гласных звуках? (Гласные звуки дают слог. Сколько гласных, столько и слогов)
-С каким новым звуком и буквой мы будем сегодня знакомиться, вы узнаете из стихотворения.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли ворча.
-Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении (Звук Щ)
- Правильно!К нам пришла ещё одна буква Щ, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Щ и поможем ей найти своё место в домике.
Артикуляция и характеристика звука Щ.
А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Щ, давайте с вами расскажем,
- что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы выдвинуты вперед)
- зубы не смыкаются.
- где находится язык? (язычок приподнят к альвеолам, образует с ними щель)
- поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)
Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Щ глухой)
- Так какой же звук Щ? (согласный). Почему?
- Звук Щ звонкий или глухой? Почему?
- Запомните звук Щ всегда мягкий, поэтому он всегда живет в зеленом домике.
- Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Щ], слог со звуком [Щ], слово со звуком [Щ].
Щ, С, Щ, Т, Щ, Щ, П, К, Щ, З, Д, Щ
ЩА, ПА, ЩУ, ТИ, ЩИ, СЯ, ЩЕ
ЩЕКА, ПАЛКА, ЛЕЩ, ЧАЙНИК, ЩЕНОК, ОВОЩИ, ПАЛКА, КЛЕЩИ
Показать букву «Щ» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.
«Ш» и «Щ» родные сестры,
Но у «Щ» есть хвостик острый.
Работа с раздаточным материалом
- Ребята, найдите букву Щ среди других букв в своих кассах.
- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Щ). Дети пишут букву Щ указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.
Физминутка «Волны плещут»
Волны плещут в океане (машут руками изображая волны)
Что там чудится в тумане (Вытягивают руки вперед)
Это мачты кораблей (Руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей (Приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем (Ходьба на месте)
Мореходов поджидаем (Ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (Наклоны, ищем ракушки)
И сжимаем в кулачке.
Чтоб побольше их собрать
Надо чаще приседать (Приседания)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Потянуться)
Чтение слов. Фонематический разбор
- Что изображено на картинке (Ящик)
- Разложите в квадраты условные обозначения.
- Какой первый звук в слове ящик?
- Какую фишку положили? Почему? И т. д.
Я-гласный
Щ-согласный, глухой, мягкий
И-гласный
К-Согласный, глухой, твердый
Выставляю следующую картинку.
- Какой первый звук в слове щенок?
- Какую фишку положили? Почему? И т. д.
Щ- согласный, глухой, мягкий
Е- гласный
Н- Согласный, звонкий, твердый
О- гласный
К- Согласный, глухой, твердый
Итог:
- С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?
- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой.