Папки-передвижки

Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши»

Елена Тюрина
Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

Цель: познакомить с твердым согласным звуком ш, с правописанием сочетания ши; создать условия для развития речи, памяти, логического мышления; закреплять знания о звонких и глухих парных согласных; ввести термин «шипящие согласные звуки»

Оборудование: набор предметных картинок, касса букв, воздушный шар, компьютер, карточки с буквами с ребусами,

Ход урока:

1. Организационный момент.

Публикация «Конспект урока по обучению грамоте „Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш, Сочетание ши“» размещена в разделах

- Добрый день, ребята! У нас урок обучения грамоте, и я хочу посмотреть, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. (Используем «светофорики»).

- Вижу, что у вас хорошее настроение? Ну, тогда вы легко отгадаете мою загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится

Грусть-тоска ее боится. (Улыбка)

- Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, нашим гостям и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры. Мы здоровы. Я желаю вам сохранить ваше хорошее настроении до конца урока.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Веселым, интересным, познавательным)

- Я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем этот урок с пользой для всех нас.

2. Актуализация знаний.

- Для чего нужно изучать буквы? (Чтобы быть грамотными, уметь читать и много знать).

- На какие две большие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

- Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Произношением).

- Какие из них всегда обозначают звонкие согласные звуки?

- Какие из них всегда обозначают мягкие согласные звуки?

- А как вы думаете, существуют ли в русском языке буквы, которые обозначают только твердые согласные звуки?

- Правильно ли вы ответили на мой последний вопрос или нет, вы узнаете по ходу урока, если будете внимательны и старательны.

Разобьемся на группы и разгадаем ребусы. (Методика групп сменного состава).

мель медведь рысь пальцы

-Что общего в написании этих слов? (ь)

- Расскажите, что знаете о ь. (ь не дает звука, может быть смягчающим и разделительным)

3. Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и цели урока.

- Сегодня на уроке обучения грамоте мы изучаем новый материал. Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно. Для этого выполним следующие упражнения.

Фонетическая зарядка.

- Как шумит камыш? (Ш-ш-ш)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш).

(На слайде в ряд картинки с изображением шара, шапка, подушка, витушка.)

- Назовите эти предметы. (хором).

- Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте первую часть темы сегодняшнего урока.

(В каждом слове встречается звук [ш], значит, тема сегодняшнего урока «Звук ш, буквы Ш, ш»).

- Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы.

(На доске — опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов.)

• познакомиться с новым…. и с новой ….

• учиться отличать новые. и. от других звуков и букв;

• учиться читать., и …., с новой буквой.

(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.)

- Цель нашей работы такова:

• познакомиться с новым звуком и новой буквой;

• учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;

• учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

4. Изучение нового материала.

-У. А теперь приступим к реализации первой цели.

1. Работа со звуком.

- У. Работать сегодня будет интереснее, если мы пригласим на урок необычного гостя. Для этого вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой три звука, а наш новый звук занимает первое место и составьте схему этого слова. (Составление схемы слова).

- Узнали, кто это.

(К нам придет сегодня шар, потому что в этом слове три звука, а звук [ш] первый).

- Это мы сейчас проверим, вот уже кто-то стучит в дверь. Угадали?

- Ш. Здравствуйте, ребята. А вот и я! Вы будете не против, если я поприсутствую на уроке и понаблюдаю за вами? (Нет).

- Произнесите новый звук хором несколько раз и подумайте, гласный он или согласный. Ответ обоснуйте. ([Ш]-[ш]-[ш]. Этот звук согласный, потому что, когда мы его произносим, в горле чувствуется преграда).

-Закройте уши. Произнесите звук еще раз и подумайте, звонкий он или глухой. Ответ обоснуйте. (Он глухой, потому что в ушах не слышно звона).

- Послушайте, как я произнесу звук. Скажите, твердый он или мягкий?

(Он твердый).

- Дайте характеристику новому звуку, учитывая результаты нашей работы.

(Звук [ш] согласный, глухой, твердый).

- Придумайте слова с этим звуком.

- Нашему гостю — шару тоже захотелось включиться в работу. Он пытается найти слова, где новый звук будет мягким. Пока это ему не удается, помогите.

(Ищут слова, делают вывод.) Таких слов нет, значит, этот звук всегда твердый.

- Дайте характеристику нового звука полностью.

2. Работа с буквой.

- Звук ш обозначается буквой ш. (Учитель показывает букву в кассе).

- Найдите её в своих кассах. Покажите мне.

- Попробуйте состроить букву из пальцев.

- Расскажите, на что похоже буква.

Дети находят букву в кассе букв и слогов; правильно называют ее; составляют ее из пальцев; говорят, на что она похожа.

Учитель читает стихотворения о букве и показывает картинки.

Посмотри на букву Ш — Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Ах, табуретка хороша!

Перевернул —

И буква Ш!

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Шура Сено ворошила,

Вилы в сене позабыла.

3. Физкультминутка

Дети под музыку сами выполняют упражнения.

1. Наклоны головы вперед-назад.

2. Поднимает руки вверх-вниз.

3. Приседания.

4. Хлопки по сторонам.

5. Руки на поясе. кружимся.

6. Вращение туловищем.

7. Плавание.

8. Прыжки.

5. Закрепление изученного, упражнение в чтении.

- Вернемся к поставленным вами целям урока. Что мы уже сделали, а что еще предстоит сделать?

(Мы познакомились с новым звуком и буквой. Сейчас будем учиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения).

- Это значит, что мы приступаем к реализации второй цели урока «Чтение слогов, слов, предложений с буквой ш».

6. Работа по учебнику.

1. стр. 6 Задание читает учитель.

-У. Кто знает, кто такая Шахерезада?

Подробнее об этой девушке нам расскажет Маша.

2. Работа над пословицами. Ученик читает пословицу, вместе обсуждаем смысл.

3. Работа в парах. Обсуждение пословицы. Высказывание своего мнения.

4. Работа на стр. 17.

- У. Ребята, рассмотрите еще раз букву.

- Схема каких слов изображена ниже, на полях.

- Где находится звук ш в первом слове? во втором?

- Покажите это место пальцем в схеме.

4. Чтение слогов парами на слайде.

Чтение слогов в учебнике про себя.

ша, шо, ши, шу, ше.

5. Чтение выделенных слов.

1 столбик

- Чем отличаются эти слова?

2 столбик

- Назовите четвероногое животное. (кошка).

- Где в слове кошка слышится звук ш? (в середине).

- Придумайте кличку кошке со звуком ш. (Пушинка, Крошка)

3 столбик

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Имена людей)

-У. Подберите слово, подходящее к данной схеме. (на слайде - школа)

- Составьте предложение со словом школа.

- Сколько слов в этом предложении?

6. Работать с текстом «Осень». (Читает один ученик).

Чтение текста вслух с одновременным хлопаньем в ладоши при прочтении слов с новой буквой.

- О чем прочитали?

- Как понимаете выражение «горели кисти рябин»? (Рябина была красная, спелая).

- Как понимаете слово кисти? (Ягоды, собранные зонтиком).

- Когда мы еще встречали слово кисти? (Малярные, для рисования, кисть руки).

- Как мы называем слова, которые имеют несколько значений? (Это многозначные слова).

- Найдите слово в тексте, в котором букв больше, чем звуков. (Осень)

7. Работа с правилом.

- Вернемся к слога.

- Вспомните, какие гласные смягчают предшествующий согласный? (и, е,ё).

- Обратите внимание на эти слоги. Как слышите звук ш здесь? (Твердо)

- Звук ш всегда твердый, поэтому после буквы Ш не пишут букву ы.

-Ребята, а теперь давайте обратим внимание на значок-помощник.

Прочитаем правило.

- А почему так произошло, я вам сейчас расскажу. Послушайте грамматическую сказку.

Как поссорились шипящие Ж и Ш с гласными буквами Ы, И.

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, а неподалеку жили гласные Ы, И.

Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом — нашли букву И. А вот Ы никак не могут найти. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, как ни в чем не бывало сидит, смеется, телевизор смотрит, чай пьёт с пряниками. Обиделись шипящие Ш и Ж — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: жи-щи!

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи.

ЖИ да ‚ШИ, ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.

Правило на слайде.

- Придумаем слова с сочетанием ШИ

8. Работа по учебнику стр. 18.

- У. Что нарисовано вверху?

- Плоды каких деревьев вы видите?

-Как называют плоды сосны и ели? (шишки)

- Сколько слогов в слове шишки?

- На какой слог падает ударение?

- Какое правило здесь встретилось? (Ши пиши с и).

9. Чтение рассказа «Петушки». стр. 18.

Чтение по цепочке по строке.

- Назовите рифмы.

- В каких словах встретилось сочетание ши?

- Когда о детях говорят «распетушились»?

- Как таких детей назвать одним словом? (Драчуны).

Повторное чтение по одному.

7. Творческая работа.

-Воздушный шар очень доволен тем, как вы учились читать, и очень захотел вас порадовать мультфильмом.

- Но прежде чем смотреть мультфильм, разделимся на группы.

- Смотрим мультфильм и запоминаем слова со звуком ш, после просмотра поиграем в игру «Кто больше запомнил слов?»

- Букве ш так понравилось, как вы играли, что она тоже решила с нами поиграть.

- Рассмотрите запись и сформулируйте задание к творческому упражнению.

(Необходимо заменить букву так, чтобы получилось новое слово).

На слайде записаны пары слов

крыса – кры…а

пар - …ар

малина – ма…ина

месть - …есть.

- Ребята, шарик мне подсказывает, что пришло время поиграть с гостями.

Давайте загадаем им загадки, отгадки которых начинаются с буквы ш.

Сижу верхом,

Не ведаю на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу, привечу. Шапка

Мохнатенький гудит,

За сладеньким летит.

Работник садовый –

Поясок медовый. Шмель.

На кусте растут цветы

Просто чудо красоты:

Яркие, пахучие,

Ай-ай-ай! Колючие. Шиповник

Здесь и вешалки и полки,

Словно в доме этажи.

Брюки, кофточки, футболки –

По порядку все лежит. Шкаф.

По закону математики

Он расчерчен на квадратики,

Он завернут в серебро,

Ждет ребят уже давно.

Когда его вы развернете,

То моментально вы поймете,

Что нашелся сладкий клад.

Это вкусный … Шоколад.

Носик мой как у иголки,

Все дырявлю носом колким.

И сапожник без меня

Не забьет в сапог гвоздя. Шило.

Стоит весёлый, светлый дом,

Проворных деток много в нём,

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. Школа.

9. Подведение итогов.

- Какую букву изучили на уроке?

- Какой звук она дает?

- Что можете сказать об этом звуке?

- Какие слова с буквой ш встречаются в жизни?

- Какое правило нужно запомнить?

Наш гость шар благодарит вас и говорит вам: «Спасибо!»

(написано на шарике).

10. Рефлексия.

- Я прошу вас оценить свою работу на уроке при помощи «светофориков».

- За что вы можете себя похвалить?

- Что вам не удалось?

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Согласный звук» «Согласный звук». Цель: Формирование целостного представления о согласных звуках. Задачи: 1. Развивать фонематический слух. 2. Учить различать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные буквы О, Ё» Цели занятия: Познакомить детей с буквами О, Ё и найти их место в Городе букв, учить зрительно узнавать изученные буквы; продолжить работу.

Конспект урока для детей с умеренной умственной отсталостью «Звук [В] и буква В, в. Написание буквы в» Цель: Познакомить учащихся с новой буквой –В-. Задачи: Учебная: сформировать в памяти детей четкий образ буквы –В- ; учить правильному написанию.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Согласный звук [Ж]» Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема. Согласный звук «Ж», буква «Ж». Образовательная область: «Речевое развитие».

Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные буквы У, Ю» Цели занятия: познакомить детей с буквами У, Ю и научить их зрительно узнавать. Закрепить знания о звуках [а], [о]; учить детей распознавать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные буквы Э, Е» Цели занятия: познакомить детей с буквами Э, Е и научить распознавать их зрительно; закрепить зна- ния детей о звуке [у]; учить детей писать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные буквы (закрепление)» Цели занятия: закрепить знания детей о ранее изученных гласных буквах; развивать память, умение анализировать; проверить степень усвоения.

Конспект занятия по обучению грамоте «Изученные согласные буквы (закрепление). Буква в и звук [В]» Цели занятия: познакомить детей с буквой В, научить узнавать ее зрительно; формировать навыки правильного сознательного чтения по складам;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Разделительный твердый знак» Цели занятия: познакомить детей с буквой ъ, не обозначаю- щей звука; учить читать слова с данной бук- вой, выполнять звуко-буквенный анализ;.

Урок обучения грамоте «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч» Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч» 1 «Б» класс Программа: Школа России Урок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши»
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 19:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тюрина (УИ 493898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД