Елена Тюрина
Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.
Цель: познакомить с твердым согласным звуком ш, с правописанием сочетания ши; создать условия для развития речи, памяти, логического мышления; закреплять знания о звонких и глухих парных согласных; ввести термин «шипящие согласные звуки»
Оборудование: набор предметных картинок, касса букв, воздушный шар, компьютер, карточки с буквами с ребусами,
Ход урока:
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект урока по обучению грамоте „Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш, Сочетание ши“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, 1 класс
- Обучение грамоте. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- Добрый день, ребята! У нас урок обучения грамоте, и я хочу посмотреть, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. (Используем «светофорики»).
- Вижу, что у вас хорошее настроение? Ну, тогда вы легко отгадаете мою загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится
Грусть-тоска ее боится. (Улыбка)
- Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, нашим гостям и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры. Мы здоровы. Я желаю вам сохранить ваше хорошее настроении до конца урока.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Веселым, интересным, познавательным)
- Я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем этот урок с пользой для всех нас.
2. Актуализация знаний.
- Для чего нужно изучать буквы? (Чтобы быть грамотными, уметь читать и много знать).
- На какие две большие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
- Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Произношением).
- Какие из них всегда обозначают звонкие согласные звуки?
- Какие из них всегда обозначают мягкие согласные звуки?
- А как вы думаете, существуют ли в русском языке буквы, которые обозначают только твердые согласные звуки?
- Правильно ли вы ответили на мой последний вопрос или нет, вы узнаете по ходу урока, если будете внимательны и старательны.
Разобьемся на группы и разгадаем ребусы. (Методика групп сменного состава).
мель медведь рысь пальцы
-Что общего в написании этих слов? (ь)
- Расскажите, что знаете о ь. (ь не дает звука, может быть смягчающим и разделительным)
3. Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и цели урока.
- Сегодня на уроке обучения грамоте мы изучаем новый материал. Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно. Для этого выполним следующие упражнения.
Фонетическая зарядка.
- Как шумит камыш? (Ш-ш-ш)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш).
(На слайде в ряд картинки с изображением шара, шапка, подушка, витушка.)
- Назовите эти предметы. (хором).
- Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте первую часть темы сегодняшнего урока.
(В каждом слове встречается звук [ш], значит, тема сегодняшнего урока «Звук ш, буквы Ш, ш»).
- Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы.
(На доске — опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов.)
• познакомиться с новым…. и с новой ….
• учиться отличать новые. и. от других звуков и букв;
• учиться читать., и …., с новой буквой.
(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.)
- Цель нашей работы такова:
• познакомиться с новым звуком и новой буквой;
• учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;
• учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
4. Изучение нового материала.
-У. А теперь приступим к реализации первой цели.
1. Работа со звуком.
- У. Работать сегодня будет интереснее, если мы пригласим на урок необычного гостя. Для этого вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой три звука, а наш новый звук занимает первое место и составьте схему этого слова. (Составление схемы слова).
- Узнали, кто это.
(К нам придет сегодня шар, потому что в этом слове три звука, а звук [ш] первый).
- Это мы сейчас проверим, вот уже кто-то стучит в дверь. Угадали?
- Ш. Здравствуйте, ребята. А вот и я! Вы будете не против, если я поприсутствую на уроке и понаблюдаю за вами? (Нет).
- Произнесите новый звук хором несколько раз и подумайте, гласный он или согласный. Ответ обоснуйте. ([Ш]-[ш]-[ш]. Этот звук согласный, потому что, когда мы его произносим, в горле чувствуется преграда).
-Закройте уши. Произнесите звук еще раз и подумайте, звонкий он или глухой. Ответ обоснуйте. (Он глухой, потому что в ушах не слышно звона).
- Послушайте, как я произнесу звук. Скажите, твердый он или мягкий?
(Он твердый).
- Дайте характеристику новому звуку, учитывая результаты нашей работы.
(Звук [ш] согласный, глухой, твердый).
- Придумайте слова с этим звуком.
- Нашему гостю — шару тоже захотелось включиться в работу. Он пытается найти слова, где новый звук будет мягким. Пока это ему не удается, помогите.
(Ищут слова, делают вывод.) Таких слов нет, значит, этот звук всегда твердый.
- Дайте характеристику нового звука полностью.
2. Работа с буквой.
- Звук ш обозначается буквой ш. (Учитель показывает букву в кассе).
- Найдите её в своих кассах. Покажите мне.
- Попробуйте состроить букву из пальцев.
- Расскажите, на что похоже буква.
Дети находят букву в кассе букв и слогов; правильно называют ее; составляют ее из пальцев; говорят, на что она похожа.
Учитель читает стихотворения о букве и показывает картинки.
Посмотри на букву Ш — Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Ах, табуретка хороша!
Перевернул —
И буква Ш!
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Шура Сено ворошила,
Вилы в сене позабыла.
3. Физкультминутка
Дети под музыку сами выполняют упражнения.
1. Наклоны головы вперед-назад.
2. Поднимает руки вверх-вниз.
3. Приседания.
4. Хлопки по сторонам.
5. Руки на поясе. кружимся.
6. Вращение туловищем.
7. Плавание.
8. Прыжки.
5. Закрепление изученного, упражнение в чтении.
- Вернемся к поставленным вами целям урока. Что мы уже сделали, а что еще предстоит сделать?
(Мы познакомились с новым звуком и буквой. Сейчас будем учиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения).
- Это значит, что мы приступаем к реализации второй цели урока «Чтение слогов, слов, предложений с буквой ш».
6. Работа по учебнику.
1. стр. 6 Задание читает учитель.
-У. Кто знает, кто такая Шахерезада?
Подробнее об этой девушке нам расскажет Маша.
2. Работа над пословицами. Ученик читает пословицу, вместе обсуждаем смысл.
3. Работа в парах. Обсуждение пословицы. Высказывание своего мнения.
4. Работа на стр. 17.
- У. Ребята, рассмотрите еще раз букву.
- Схема каких слов изображена ниже, на полях.
- Где находится звук ш в первом слове? во втором?
- Покажите это место пальцем в схеме.
4. Чтение слогов парами на слайде.
Чтение слогов в учебнике про себя.
ша, шо, ши, шу, ше.
5. Чтение выделенных слов.
1 столбик
- Чем отличаются эти слова?
2 столбик
- Назовите четвероногое животное. (кошка).
- Где в слове кошка слышится звук ш? (в середине).
- Придумайте кличку кошке со звуком ш. (Пушинка, Крошка)
3 столбик
– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Имена людей)
-У. Подберите слово, подходящее к данной схеме. (на слайде - школа)
- Составьте предложение со словом школа.
- Сколько слов в этом предложении?
6. Работать с текстом «Осень». (Читает один ученик).
Чтение текста вслух с одновременным хлопаньем в ладоши при прочтении слов с новой буквой.
- О чем прочитали?
- Как понимаете выражение «горели кисти рябин»? (Рябина была красная, спелая).
- Как понимаете слово кисти? (Ягоды, собранные зонтиком).
- Когда мы еще встречали слово кисти? (Малярные, для рисования, кисть руки).
- Как мы называем слова, которые имеют несколько значений? (Это многозначные слова).
- Найдите слово в тексте, в котором букв больше, чем звуков. (Осень)
7. Работа с правилом.
- Вернемся к слога.
- Вспомните, какие гласные смягчают предшествующий согласный? (и, е,ё).
- Обратите внимание на эти слоги. Как слышите звук ш здесь? (Твердо)
- Звук ш всегда твердый, поэтому после буквы Ш не пишут букву ы.
-Ребята, а теперь давайте обратим внимание на значок-помощник.
Прочитаем правило.
- А почему так произошло, я вам сейчас расскажу. Послушайте грамматическую сказку.
Как поссорились шипящие Ж и Ш с гласными буквами Ы, И.
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, а неподалеку жили гласные Ы, И.
Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом — нашли букву И. А вот Ы никак не могут найти. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, как ни в чем не бывало сидит, смеется, телевизор смотрит, чай пьёт с пряниками. Обиделись шипящие Ш и Ж — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: жи-щи!
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи.
ЖИ да ‚ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
Правило на слайде.
- Придумаем слова с сочетанием ШИ
8. Работа по учебнику стр. 18.
- У. Что нарисовано вверху?
- Плоды каких деревьев вы видите?
-Как называют плоды сосны и ели? (шишки)
- Сколько слогов в слове шишки?
- На какой слог падает ударение?
- Какое правило здесь встретилось? (Ши пиши с и).
9. Чтение рассказа «Петушки». стр. 18.
Чтение по цепочке по строке.
- Назовите рифмы.
- В каких словах встретилось сочетание ши?
- Когда о детях говорят «распетушились»?
- Как таких детей назвать одним словом? (Драчуны).
Повторное чтение по одному.
7. Творческая работа.
-Воздушный шар очень доволен тем, как вы учились читать, и очень захотел вас порадовать мультфильмом.
- Но прежде чем смотреть мультфильм, разделимся на группы.
- Смотрим мультфильм и запоминаем слова со звуком ш, после просмотра поиграем в игру «Кто больше запомнил слов?»
- Букве ш так понравилось, как вы играли, что она тоже решила с нами поиграть.
- Рассмотрите запись и сформулируйте задание к творческому упражнению.
(Необходимо заменить букву так, чтобы получилось новое слово).
На слайде записаны пары слов
крыса – кры…а
пар - …ар
малина – ма…ина
месть - …есть.
- Ребята, шарик мне подсказывает, что пришло время поиграть с гостями.
Давайте загадаем им загадки, отгадки которых начинаются с буквы ш.
Сижу верхом,
Не ведаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу, привечу. Шапка
Мохнатенький гудит,
За сладеньким летит.
Работник садовый –
Поясок медовый. Шмель.
На кусте растут цветы
Просто чудо красоты:
Яркие, пахучие,
Ай-ай-ай! Колючие. Шиповник
Здесь и вешалки и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. Шкаф.
По закону математики
Он расчерчен на квадратики,
Он завернут в серебро,
Ждет ребят уже давно.
Когда его вы развернете,
То моментально вы поймете,
Что нашелся сладкий клад.
Это вкусный … Шоколад.
Носик мой как у иголки,
Все дырявлю носом колким.
И сапожник без меня
Не забьет в сапог гвоздя. Шило.
Стоит весёлый, светлый дом,
Проворных деток много в нём,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. Школа.
9. Подведение итогов.
- Какую букву изучили на уроке?
- Какой звук она дает?
- Что можете сказать об этом звуке?
- Какие слова с буквой ш встречаются в жизни?
- Какое правило нужно запомнить?
Наш гость шар благодарит вас и говорит вам: «Спасибо!»
(написано на шарике).
10. Рефлексия.
- Я прошу вас оценить свою работу на уроке при помощи «светофориков».
- За что вы можете себя похвалить?
- Что вам не удалось?