Кристина Коноваленко
Модель взаимодействия педагога с семьями воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи.
Для того чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс и пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, а также активизировать их к участию в различных мероприятиях, мы использовали метод анкетирования для выявления степени заинтересованности формами взаимодействия специалистов ДОУ с родителями.
Формировании сотруднических отношений между педагогами и семьей – это длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:
1. Преемственность согласованных действий.
Публикация «Модель взаимодействия педагога с семьями воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
3. Открытость.
4. Индивидуальный подход к каждой семье.
5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи.
6. Обратная связь. Необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности детского сада.
7. Поэтапность реализации. Содержание взаимодействия детского сада и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.
Все эти принципы можно реализовать через структурно-функциональную модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка, которая бы соответствовала требованиям ФГОС ДО.
Для построения (структурирования) модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе мы учитывали решение следующих задач:
- активизировать воспитательные возможности родителей;
-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;
- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения.
Модель организации взаимодействия ДОУ и семьи, может являться для педагогов отправной точкой организации и планирования работы. Она условно может состоять из трёх блоков: информационно - аналитический, практический и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический бло
к предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов. Ведущими формами работы являются наблюдение, опрос, беседы, тестирование, анкетирование.
Такие формы работы могут помочь педагогу наладить контакт с родителями и установить добрые и доверительные отношения с ними. Например в 2019 году мы провели анкетирование среди родителей «Стили семейного воспитания», для того чтобы узнать какой стиль воспитания преобладает в семьях наших воспитанников. При наблюдении за детьми, за их взаимоотношениями с родителями опираясь на данные анкетирования мы пришли к выводу: в нашей группе преобладает авторитетный или демократический стиль воспитания. Для родителей были разработаны буклеты «Ошибки семейного воспитания». Таким образом, мы дали возможность понять родителям наших воспитанников, что они не одиноки со своими трудностями, и что всякий раз мы готовы помочь им.
В практическом блоке
содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием.
Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами и педагогами, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока. Работа с родителями строится по двум взаимосвязанным направлениям - просвещение родителей и организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства.
Первое направление
— просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей и т. п.). В свой опыт мы включили такую форму взаимодействия с семьей как Университет педагогический знаний, который включает в себя: практикумы, лекции и конференции для родителей.
Второе направление
— организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что активизирует взрослых на педагогическое общение с ребенком.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, разработка общего проекта и т. д.).
Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная неделя, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и другое.
Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами дошкольного учреждения.
Для определения эффективности взаимодействия с родителями мы используем опрос, книги отзывов, оценочные листы и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используем для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, с появлением ФГОС ДО педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным, педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Во-вторых, помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей, основанные на сотрудничестве в режиме диалога, реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями.
В-третьих, теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО это отправная точка межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.