Ксения Дементьева
Модель современного музыкального руководителя в свете требований ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» выделил дошкольное образование как самостоятельный уровень общего образования. Поэтому требования к музыкальному руководителю, как и ко всем педагогам дошкольного образования значительно возросли. В данной статье анализируются задачи музыкального руководителя в соответствии с ФГОС ДО. На их основе формируются компетенции, которыми должен обладать современный музыкальный руководитель.
Ключевые слова:
Публикация «Модель современного музыкального руководителя в свете требований ФГОС ДО» размещена в разделах
ФГОС ДО, музыкальный руководитель, дошкольное образование, музыка, дети
Музыкальная деятельность является одной из важнейших частей общего развития ребенка дошкольного возраста. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, общение с детьми после прослушивания музыкального произведения, пение – все это является способом развития активности ребенка, приводит к формированию коммуникативных качеств, эмоциональной отзывчивости на явления искусства и жизни.
Разработчики федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обозначают следующие задачи для музыкального руководителя :
социализация детей;
формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира;
развитие мотивационной сферы (т. е познание мира музыки, впечатлений, эмоций и т. п) [4, c.87].
Современное общество предъявляет новые требования к профессиональной деятельности музыкального руководителя. В новых условиях музыкальный руководитель должен изучать связанные с музыкой и музыкальной деятельностью потребности и интересы детей. Но, помимо этого, на педагога накладываются и другие обязанности. Во-первых, музыкальный руководитель должен уметь составлять воспитательно-образовательные программы и планы, которые соответствуют всем требованиям ФГОС и нормативно-правовым актам. Во-вторых, проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов. В-третьих, музыкальный руководитель должен владеть необходимыми на сегодняшний день, навыками исследования и наблюдения за развитием педагогической системы [1].
У музыкального руководителя есть большое разнообразие программ и пособий, как основных, так и индивидуальных, для наибольшей эффективности необходимо применять оба вида вместе, тем самым дополняя содержание каждого направления. При этом, важно избегать однообразности, формируя целостность восприятия ребенка.
Можно выделить следующие пути развития профессиональной деятельности музыкального руководителя : работа в методических объединениях или творческих группах, участие в исследовательской, экспериментальной деятельности, освоение новых педагогических технологий, использование различных форм педагогической поддержки, участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, семинарах, обобщение собственного педагогического опыта [3, c.103.]
Квалификация современного музыкального педагога отражается в умении проводить консультации с родителями, в умении создавать условия для социализации дошкольников, а также в умении защищать их интересы и права. Поэтому педагог должен знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; уметь вести разъяснительную педагогическую работу, как с родителями, так и с другими педагогами дошкольного образовательного учреждения (рис. 1.) Работа вместе с другими педагогами ДОУ полезна тем, что дети переносят определенные навыки из одного вида деятельности в другой, также этот метод обогащает жизнь ребенка, делает ее более осознанной. Активное сотрудничество музыкального руководителя и других педагогов способствует созданию эффективного образовательного процесса, который соответствует всем требованиям ФГОС ДО [2, c.54.]
Таким образом, модель современного музыкального руководителя в свете требований ФГОС ДО включает следующие составляющие: знание образовательной программы и методик развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс. Также решать профессиональные проблемы, связанные с организацией музыкально-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, применять на практике инновационные методики, технологии, а также современные формы организаций совместной деятельности, которые будут направлены на повышение качества образовательного процесса. Планка требований к музыкальному руководителю достаточно высока, но эти требования призваны реализовать основную миссию музыкального руководителя, которая заключается в формировании основ музыкальной культуры воспитанников и в развитии музыкальных и творческих способностей детей с учетом индивидуальных возможностей.
Список использованной литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]. – URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 11ноября 2021 года)
Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. – Москва: Просвещение, 2005. – 170 с.
Деркунская, В. А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка // Справочник музыкального руководителя – Санкт-Петербург : Институт детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена,2014. - №2. – С. 101-106
Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 110 с.