Наталья Дорофеева
Модель развивающей среды в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Модель развивающей среды в группе раннего возраста.
Содержание среды развития в групповой комнате
№ Название зоны Комплектация
1 Дидактический стол Пирамидки, вкладыши разного типа, набор объемных геометрических форм
2 Центр развивающих игр Матрешки, наборы стаканчиков, лото по разным тематикам, мозаики, настольно-печатные игры, складные кубики, различные виды конструкторов и строительного материала, небольшие игрушки для обыгрывания построек, разрезные картинки
Публикация «Модель развивающей среды в группе раннего возраста» размещена в разделах
3 Игровые двигательные модули Технические игрушки: машины –самосвалы, грузовики, фургоны, краны, легковые автомобили, коляски
4 Зона двигательной активности Мячи, ленточки, платочки, скакалки, веревка, обручи, горка, спортивный комплекс, качели, «дорожки здоровья», массажные коврики, атрибуты для проведения подвижных игр
5 Уголок изобразительной деятельности Двусторонний мольберт, наборы карандашей, мелков, фломастеров, пластилин, бумага
6 Уголок ряженья и театра Головные уборы: платки, кепки, шляпа; юбки разной длины; фартуки, халаты, шарфы, ленты, бусы; маски, настольный театр, ширма, куклы «живая рука», плоскостной театр
7 «Жилая комната» Игровая мебель: кухня, кроватки, кресла, диван, стульчик. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды для кукол, наборы посуды, наборы овощей и фруктов, наборы кондитерских изделий
8 Центр «Песок – вода» Совки, разнообразные формочки, мелкие игрушки для закапывания, палочки, грабельки, резиновые и пластиковые игрушки, сачок, камешки, ракушки
9 Книжный уголок Книжки-малышки, предметные картинки, сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам
Дидактический стол.
Дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работа с дидактическим столом организуется в группе по двум направлениям:
1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально. Цель данных занятий – развитие сенсорных способностей, то есть представлений о величине, цвете, фактуре предметов.
2. Побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.
Центр развивающих игр.
Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Для развития мелкой моторики создана зона сенсорно-моторного развития, которая направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактическое панно с пуговицами «Неваляшки», разные виды мозаик, пирамидки и т. д.
Игровые двигательные модули.
В этой зоне собраны технические игрушки. В них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора.
Центр двигательной активности.
Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребенка – потребности в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Формирование зоны двигательной активности требует от воспитателей продуманного, грамотного подхода, так как необходимо выделить в группе место, которое бы позволяло детям свободно двигаться.
Уголок изобразительной деятельности
Уголок изобразительной деятельности – это место, где находятся необходимые изобразительные материалы. Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятны для развития изобразительной деятельности. Центр изобразительной деятельности стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Работы детей размещаются в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на доске творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки.
Уголок ряженья и театр
В игровой зоне располагается уголок ряженья и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В уголке имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире. Мною сшиты разноцветные юбочки, штанишки с рубашками для народных праздников, ободочки, фартучки. Из киндер-сюрпризов сделаны бусы, много разнообразных сумочек. Дети с интересом и удовольствием наряжаются и играют.
Уголок «жилая комната»
Для успешного развития ребят важно, чтобы они с детства приобретали жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами. Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым. В игровой «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Все игрушки и атрибуты размещены так, чтобы дети смогли свободно ими играть, а потом убирать на место.
Воспитатель проводит игры-занятия с использованием игрушек «жилой комнаты». Цель таких занятий: расширять представления детей о назначении предметов, учить действиям с ними, переносу полученных знаний и навыков в самостоятельные игры и повседневную жизнь, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Центр «Песок – вода»
Центр «Песок – вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самодеятельной игре-экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.
Отмечается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.
Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.
Книжный уголок
Минибиблиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в уголке книги подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию. Мои малыши любят, когда мы читаем книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь много книг по программе в соответствии с возрастом. Репертуар постоянно меняется. Выставляются иллюстрации к сказкам.
Все зоны развивающей среды в моей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией М. А. Васильевой:
- удовлетворять потребность малыша в движении;
- формировать положительный эмоциональный настрой;
- побуждать детей к активной речи.
Создавая предметно-развивающую необходимо помнить правила:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности
8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Таким образом, значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы малютки. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.
Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Малыш находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детей. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.