Юлия Кауткина
Проект «Модель предметно-развивающей среды для слабовидящего ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Публикация «Проект „Модель предметно-развивающей среды для слабовидящего ребенка“» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Цель проекта : Создать инновационную модель развивающей среды, обеспечивающую коррекционно-развивающую деятельность, направленную на социализацию слабовидящего ребенка.
С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Укомплектовать образовательное пространство оборудованием для комплексной педагогической помощи слабовидящему ребенку.
Создать благоприятный, комфортный микроклимат для детей с разными психофизическими особенностями развития.
Формировать толерантное сообщество детей, родителей и социального окружения.
Актуальность проблемы.
В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей с нарушениями в развитии. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала, испытывает трудности социальной адаптации. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям. Понятие среда – определяется как совокупность условий и средств целесообразной жизнедеятельности системы, в данном случае – воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.
При этом целесообразность жизнедеятельности будет определяться соответствием создаваемых условий и средств особенностям развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особым образовательным потребностям.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обуче ния детей с ОВЗ в условиях ДОУ компенсирующего вида является оснащение его специальным оборудованием:
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); зрительные тренажеры; тактильные панели (наборы материалов разной текстуры, которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности размещения дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с тяжелыми зрительными нарушениями подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность. Этапы проекта
I. Подготовительный этап.
1. Изучение нормативных документов регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, современных научных разработок в области организации образовательного пространства. 2. Анализ существующих условий и их преобразование в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО.
3. Организация методической работы в ДОУ с целью внедрения опыта инклюзивного образования для воспитателей и узких специалистов.
II. Основной этап.
1. Выделение центров с учетом оптимального использования пространства.
2. Составление перечня необходимого оборудования для игровых центров.
3. Эстетическое оформление центров предметно-развивающей среды.
III. Заключительный этап. 1. План мероприятий
Ожидаемый результат Данный проект позволит создать инновационную модель развивающей среды, обеспечивающую коррекционно-развивающую деятельность, направленную на социализацию ребенка с нарушением зрения. У таких детей появится возможность контакта с их сверстниками, развивающимися в соответствии с возрастной нормой. Активная просветительская работа с родителями поможет им решить наболевшие вопросы воспитания и образования детей с ОВЗ. Реализация этого проекта позволит нам получить накопления и дальнейшего распространения опыта по данному направлению.