Татьяна Чичулина
Модель психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в Мкоу Абрамовской СОШ
▼ Скачать + Заказать документы
Модель психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в МКОУ Абрамовской СОШ
В МКОУ Абрамовской СОШ с 2007 года функционируют дошкольные группы как структурное подразделение школы. В штатном расписании дошкольных групп отсутствуют такие должности как педагог-психолог, социальный педагог. Но, несмотря на это никто не отменял выполнение стандарта дошкольного образования. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение осуществляют работники школы - социальный педагог и педагог-психолог. Они работают со всеми воспитанниками и обучающимися, фактически сопровождая ребенка от приема в дошкольную группу до выпуска из школы.
Публикация «Модель психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в Мкоу Абрамовской СОШ» размещена в разделах
В основе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении заложены следующие принципы:
- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, и других специалистов МКОУ Абрамовской СОШ;
- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психолого-педагогическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т. е. педагог должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия;
- принцип своевременности – любое психолого-педагогическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе;
- принцип практической направленности;
- принцип эмоционально-ценностной ориентации образовательно-воспитательного процесса;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.
Целью психолого-педагогического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, и обеспечивающей условия для получения качественного образования детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:
- содействие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, в том числе имеющими ограниченные возможности здоровья;
- анализ социальной ситуации развития в МКОУ Абрамовской СОШ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в учреждении;
- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- распространение и внедрение в практику педагогов достижений в области отечественной и зарубежной педагогики и психологии;
- взаимодействие с «Областной центр диагностики и консультирования» Куйбышевским филиалом ГБУ№ НСО ОЦДК территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия психолого-медико-педагогической комиссией, образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
1. Профилактическое направление.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностическое направление.
Оценка индивидуального развития детей организуется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
3. Консультативное направление.
Помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются участники образовательных отношений.
4. Развивающее направление.
Формирование у воспитанников потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление.
6. Просветительско-образовательное направление.
Развитие педагогической культуры участников образовательного процесса.
Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс.
Субъектом сопровождения являются : воспитанники, педагогические работники, другие сотрудники детского сада, родители воспитанников (законные представители).
Работа по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса проводится:
• с воспитанниками;
• с педагогами;
• с другими сотрудниками;
• с родителями (законными представителями).
В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы :
- администрация,
- педагог - психолог,
- воспитатели, инструктор по физ. воспитанию.
По мере необходимости привлекается к работе фельдшер ФАПа.
Ожидаемые результаты:
• Активное включение в образовательный процесс всех его участников.
• Создание условий для получения качественного образования детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
• Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся.
• Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Результатом реализации данной модели является выявление в средней группе ребенка с ОВЗ (ТНР, готовится пакет документов еще на одного ребенка. Так же результатом проведенной работы считаем снижение уровня тревожности родителей (на основании анонимного анкетирования и индивидуальной работы с родителями) и повышение посещаемости воспитанниками дошкольных групп.
На слайде будет общая модель психолого-педагогического сопровождения школы с ДОУ.