НАДЕЖДА Кокурина
Модель организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Письмо от Слыш и Буковки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: определить уровень подготовленности по обучению грамоте у детей подготовительной группы
Задачи:
- закреплять умение проводить звуковой анализ слова;
- определять местонахождение звуков в слове;
- совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, определять количество слогов в слове;
- закрепить умение выделять первый звук в слове, определять звонкость, глухость согласного звука.
Публикация «Модель организованной образовательной деятельности по обучению грамоте „Письмо от Слыш и Буковки“» размещена в разделах
- уметь выделять предложение из общего потока речи, знать, что предложение состоит из слов; определять последовательность слов в предложении, их динамику; каждое слово в предложении разделяется паузами.
Формировать навыки учебной деятельности: усидчивость, умение выполнять задания, данные воспитателем, отвечать полным ответом.
Развивать внимание, мышление,любознательность.
Воспитывать желание приходить на помощь товарищу.
Демонстрационный материал:коробка, шарик, письмо, листы с заданиями, маркеры красного, синего и зеленого цвета, предметные картинки.
Раздаточный материал: цветные и простые карандаши, предметные картинки, в словах которых есть звук [а], кольца су-джок, смайлики.
Методы и приемы: сюрпризный момент, показ, прослушивание, объяснение задания воспитателем, рассматривание, выполнение детьми, вопросы, итог.
Интеграция: речевое, познавательное, социально-коммуникативное художественно-эстетическое, физическое.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Вокруг меня встают те ребята, имя которых начинается на звук А. (воспитатель называет звуки, дети встают вокруг)
– Ребята, какое у вас сегодня настроение (Хорошее, радостное, веселое)
– У меня тоже хорошее настроение и я хочу им с вами поделиться с помощью веселого шарика-смайлика (Воспитатель с детьми передает смайлик по кругу)
Как прекрасно на свете нам жить!
Радость, счастье друг другу дарить!
Улыбаться, любить, помогать,
Восхищаться, творить и играть!
- Посмотрите ребята к нам на занятие пришли гости, давайте улыбнемся им и подарим наш шарик с хорошим настроением. (Ребенок дарит шарик гостям.)
Воспитатель: Ребята, я сегодня у двери нашей группы нашла вот эту красивую коробку. Но, что внутри, я не знаю, посмотрим вместе?
- Ребята, в коробке письмо. От кого же оно, прочитаем? (Воспитатель читает)
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам Слыш и Буковка. Хотим поздравить вас, ведь вы скоро пойдете в школу. Мы приготовили для вас задания. Они будут сложными, но интересными. Выполнив их правильно, вы сможете собрать слово, обозначающее предмет - сюрприз для каждого из вас. Желаем удачи!
Воспитатель: Ребята, если задания от Слыш и Буковки, то чем надо будет заниматься?
Дети:Обучению грамоте.
Воспитатель: Вы готовы их выполнить?
Дети: Да.
Воспитатель: Присаживайтесь на ковер. Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.
Ра-ра-ра – начинается игра,
Лы-лы-лы – забиваем мы голы,
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,
Са-са-са – под кустом сидит лиса,
Ша-ша-ша – мама моет малыша,
Ар-ар-ар – кипит наш самовар,
Воспитатель: А теперь нам нужно пройти и сесть на свои места. Сядьте все ровненько, выпрямите спиночки, ножки подружились, не забываем расстояния между столом и вами, ваша ладошка. Прежде чем, приступить к выполнению заданий, ответьте на вопросы.
- Чем отличаются звуки от буквы? (звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются).
-А какими бывают звуки? (гласные, согласные).
- Гласные звуки это, какие?(Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть)
- А согласные? (Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.)
- Что мы знаем о согласных звуках? (мягкие-твердые, звонкие и глухие)
- Я “называю” вам твёрдый звук, вы мне “мягкий” (называю твёрдый звук конкретному ребёнку, тот говорит мягкий звук.)
- Молодцы! Я думаю вы легко справитесь с заданиями
Воспитатель достает задание из посылки.
Задание № 1. «Место звука [а] в слове» (в конверте предметные картинки со схемой внизу)
- В первом задании нам предстоит определить место звука [а] в словах на картинках.
Дети берут предметные картинки. Выполняют задание на листочках схемах под картинкой.
- Вика, назови, где слышится звук [а]в слове автобус. (В слове автобус звук [а] слышится в начале слова).
Воспитатель спрашивает детей, проверяет правильность выполнения задания.
- Кто уже сделал, проверьте внимательно. Если все верно, нарисуйте солнышко на карточке. Если есть ошибки, – нарисуйте тучку. (Самооценка)
-Молодцы! Вы получаете первую букву слова, обозначающего подарок для вас от звуков и букв! Буква Р.
-Посмотрим, что находится в следующем конверте
Воспитатель достает следующее задание из посылки.
Конверт с заданием № 2. «Звуковой анализ слова» (в конверте слово КОШКА)
-Из перепутанных букв вам нужно записать слово и сделать звуко-буквенный анализ.
КШАКО
1 3 5 4 2
Cлово: КОШКА
Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово. Затем составляют схему слова и проводят звуко-буквенный анализ. Перепутанные буквы записаны на доске, Дети работают за столами. Один ребёнок работает у доски.
- Сколько слогов в слове кошка? (В слове кошка два слога)
-На какой слог падает ударение? (Ударние падает на первый слог)
-Какой первый звук? (Первый звук [К])
-Какой он? ( согласный, глухой, твёрдый,обозначаем синим цветом)
-Какой второй звук? (Второй звук [О](гласный, ударный; обозначаем красным цветом)
-Какой третий звук? (Третий звук [Ш])согласный, глухой, твёрдый; обозначаем синим цветом)
-Какой четвертый звук? (Четвёртый звук [К])согласный, глухой, твёрдый; обозначаем синим цветом)
-Какой пятый звук? (Пятый звук [А]) гласный, безударный, обозначаем красным цветом).
-Вы получаете вторую букву названия предмета - сюрприза! Буква У. А теперь немного отдохнем, пройдите все на ковер. Поиграем с мячом в слова наоборот.
Игра с мячом «Противоположности»
День – ночь
Тихий – громкий
Быстрый – медленный
Смеяться — плакать
Мягкий – твердый
Добрый – злой
Широкий – узкий
Тонкий – толстый
Короткий – длинный
Далеко – близко
Высокий – низкий
Тяжелый – легкий
Светлый – темный
Умный – глупый
Горячий – холодный
Здоровый – больной
Сладкий – кислый
Вверх — вниз
Зима — лето
Большой — маленький
Белый — черный
Вперед — назад
Грязный — чистый
Жара — холод
Конец — начало
- Отдохнули? Тогда продолжим, рассаживайтесь за столы и посмотрим, какое следующее задание от Слыш и Буковки
Воспитатель достает следующее задание из коробки.
Задание № 3. «Звонкий - глухой» (в конверте 5-6 картинок-предметов и домики с изображением наушников и колокольчика).
- Ребята, скажите пожалуйста, как называют звуки, которые мы произносим голосом? (звонкие)
- А без голоса? (глухие)
- Нам нужно определить с глухого или звонкого согласного начинаются данные слова (вывешиваю домик с колокольчиком на доску в правый угол, а домик с наушниками в левый угол)
Дети берут картинку, называют слово, выделяют первый звук и размещают на картинку.
- Слово сапоги, первый звук [с], он согласный глухой (ребенок размещает в домик с наушниками). Аналогично с другими картинками.
-Молодцы! Получите третью букву: Ч
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». (с массажными кольцами су-джок)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на
указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на
средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на
безымянный палец)
-С этим братцем песни пел. (надеваем кольцо Су-Джок на
маленький палец).
Задание № 4. «Подели слова на слоги»
-Скажите ребята, можно ли слово поделить? (да)
- Как можно поделить слово на части? (слоги)
Воспитатель говорит слова, дети делят их на слоги хлопками.
- Молодцы! Четвертая буква: К ваша!
Задание № 5. «Предложение»
- Осталось выполнить последнее задание.
- Что такое предложение? (это набор слов, которые между собой дружат)
- Посмотрите перед вами две картинки, вам необходимо составить предложение.
- Артем, какое предложение составил? (Девочка кушает суп) [
- Соня, какое ты составила предложение? (Мальчик рисует)
- С какой буквы пишется начало предложения? (Начало предложения пишется с большой буквы)
- Что ставиться в конце предложения? (В конце предложения ставиться точка)
-Произнесите это предложения с разными интонациями (педагог показывает знаки (.).
- А теперь составим схему наших предложений.
- Молодцы, вот и прошли мы все испытания, конвертов с заданиями больше нет. Прикрепляем последнюю букву слова, которое скажет нам - какой сюрприз, приготовили нам Слыш и Буковка. Буква А. Что получилось? РУЧКИ!
- Давайте, заглянем в коробку. Да вот они!
Итог:
- Ребята! Понравилось вам занятие?
-Какие задания были самыми сложными для вас? Почему?
-Какие задания показались вам интересными?
-А сейчас каждый возьмите у себя на столе смайлик, если вам занятие понравилось - улыбающийся, а если не очень - грусный и прикрепите к нашему волшебному дереву.