Татьяна Рогонова
Модель организации системы наставничества в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Модель организации системы наставничества в МБДОУ
«Детский сад № 47 «Лучик» г. Тамбов
(из опыта работы)
2 слайд
В этимологических словарях современного русского языка наставник определяется как «учитель, руководитель». Оно было образовано от глагола наставить, имевшего в древнерусском языке, кроме значения «научить», значение «навести», «направить», «заставить». Поэтому древнее слово обозначало не только учителя, но и того, кто указывает путь, является проводником, вожатым.
Публикация «Модель организации системы наставничества в ДОУ» размещена в разделах
Наставничество – это поддержка молодого специалиста, способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях.
Цель наставничества – оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении.
Хороший наставник дает возможность видеть цель и верит в то, что она будет достигнута
3 слайд
Молодые педагоги, устраиваясь на работу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с воспитаннками, с родителями.
В нашем учреждении значительно обновился педагогический состав. К нам пришли не только опытные воспитатели, но и педагоги, не имеющие опыта работы, продолжающие заочное обучение по выбранной профессии.
4 слайд
Помимо желания хорошо работать и высокого творческого потенциала, у каждой из них наблюдались разного рода трудности, сомнения, неуверенность. Преодолеть их поможет опытный наставник. Процесс наставничества затрагивает интересы трё х субъектов: обучаемого, самого наставника и руководства.
5 слайд
Начальный период вхождения в профессиональную среду специфичен своей напряженностью, важностью для личностного и профессионального развития начинающего педагога. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или сломается и будет искать себя в другом деле.
Задачи, которые необходимо решить мне, как непосредственному наставнику, представлены на слайде.
Для их решения после знакомства с молодым педагогом мы совместно намечаем
«траекторию», по которой он будет двигаться. Представлено это может быть в виде составления «Индивидуального плана работы с молодым специалистом», составленного с учетом личных предпочтений и реализуемого с целью формирования ключевых профессиональных компетенций.
Слайд 6
План включает в себя следующие формы работы с молодым специалистом. Ознакомительная беседа, анкетирование, тестирование, консультирование, беседы, мотивация к самообразованию, просмотры режимных моментов, позже - ООД.
В мои обязанности входит:
• Помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию).
• Изучение и применение современных форм и методов организации совместной деятельности детей и воспитателя.
• Организация НОД, помощь в постановке целей и задач.
• Выбор методической темы самообразования.
• Эффективное использование здоровьесберегающих технологий в образовательной и других видах деятельности.
• Анализ общих вопросов организации работы с родителями.
Все эти мероприятия проводятся на основе реализации задач годового плана, решение которых требует не только теоретических знаний, но и практики, которой недостает молодым специалистам. В этом учебном году одна из годовых задач была сформулирована так: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством цифровой лаборатории «Наураша». Лабораторию мы приобрели год назад и для успешного ее использования всеми педагогами мне необходимо было изучить правила, методы и принципы ее применения в образовательной деятельности. Поэтому в ходе консультаций, бесед, просмотров я давала не только теоретические, но и практические рекомендации, показывала мастер-классы не только начинающим, но и педагогам с опытом работы, потому, что данная технология нами использовалась первый год. В роли наставника по реализации данной годовой задачи я выступила для всех воспитателей.
Слайд 7
Грамотная кадровая политика руководителя учреждения, управленческий опыт позволили организовать систему наставничества в ДОУ наиболее комфортно и продуктивно по всем направлениям. В целом нашу систему наставничества я смоделировала так :
ЧЕЛОВЕЧЕК = Голова + Костяк
Голова - руководитель, методическая служба
Костяк – состоит из педагогов
-обладающих профессионализмом, аттестованных на первую или высшую квалификационную категорию;
-имеющих стабильные показатели в работе;
-обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении и желающего быть наставником;
- имеющих, как правило, высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 10 лет
Тандем. Благодря грамотной политике руководителя воспитатели на группах подбираются по принципу компетентной профессиональной поддержки, позволяющей создавать тандемы из опытных и начинающих воспитателей.
Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Слайд 8
Я, как старший воспитатель курирую деятельность тандема опытный воспитатель – молодой педагог.
В мои обязанности входит создать необходимые условия для совместной работы начинающего воспитателя с опытным педагогом;
-посещать НОД и совместную деятельность с детьми, проводимые педагогическим тандемом;
-организовать повышение квалификации молодого специалиста;
-изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в дошкольном учреждении.
Слайд 9
Также в роли наставников могут выступать и социальные партнеры. В год педагога –наставника мы реализуем проект Детский писатель – наставник и друг,
Разработанный совместно с сотрудниками Детской краеведческой библиотекой -филиалом № 9 им. И. А. Крылова. Проект направлен на знакомство дошкольников с творчеством детских писателей-педагогов, дети узнают об авторах детских произведений в качестве воспитателей,учителей, наставников, а педагоги – с интересными формами знакомства с произведениями детской литературы.
А знаете ли Вы, что…
Лев Николаевич Тостой – учитель крестьянских детей.
Бажов Павел Петрович (1879-1950). Работал учителем русского языка. В первые послереволюционные годы занимался созданием учительских курсов и организацией школ по ликвидации неграмотности.
Ершов Пётр Павлович (1815-1869) –автор знаменитой стихотворной сказки «Конёк-Горбунок». работал учителем Тобольской гимназии. Один из его учеников – Дмитрий Иванович Менделеев.
.Жуковскийй Василий Андреевич (1783-1852) – русский поэт, воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II.
Своим учителем считал Жуковского А. С. Пушкин. В сентябре 1815 года Жуковский дарит ему в честь окончания поэмы «Руслан и Людмила» свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – русский писатель, поэт, баснописец.
На службе у князя С. Ф. Голицына был не только в качестве личного секретаря, но и учителя русского языка и словесности у его детей.
Лагерлёф Сельма (1858-1940) – шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909)., работала учителем в школе для девочек в небольшом городке на юге Швеции.
«Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (1906-1907 (задумывалась как учебник по географии.
Родари Джанни (1920-1980) –получил диплом учителя и с 17 лет начал преподавать в начальных классах сельских школ.
Слайд 10
На заключительном этапе наставничества очень приятно видеть, что молодой педагог
Удовлетворен своим трудом;
Имеет стремление к личностному росту;
В группе - эмоционально – благоприятная атмосфера ;
Повышение квалификации;
Достижения молодого специалиста (награды);
Распространение передового опыта;
Достижения воспитанников.
Слайд 11
Взаимодействуя с педагогами, убеждена, что наставник и наставляемый являются равноправными участниками образовательного процесса. Наставник старается многому научить молодых педагогов, но и сам многому учится от них. Самое главное для него, принимать любого начинающего педагога таким, какой он есть, уметь понимать его внутренний мир, отношение к детям, к работе.