Юлия Коротина
Модель центра экспериментирования в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Титульный лист: «Модель центра экспериментирования в старшей группе детского сада для детей 5 – 6 лет».
Слайд 2. Что такое детское экспериментирование? Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано с другими видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Во время экспериментирования у детей появляется хорошая возможность напрямую контактировать с предметами, что позволяет им понять их качества и свойства. К тому же экспериментальная деятельность способствует развитию любознательности.
Публикация «Модель центра экспериментирования в старшей группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Слайд 3. Актуальность создания центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада. В связи с требованиями ФГОС в дошкольном образовании на сегодняшний день особенно остро возникла проблема организации одного из основных видов деятельности старших дошкольников – экспериментирования. Ведь именно старшие дошкольники по природе своей пытливы и любознательности. Да и объяснение педагогом какого-либо процесса или явления без наглядной демонстрации не даст такого положительного эффекта, как наглядное экспериментирование. К тому же дети 5 – 6 лет удовлетворяют свою любознательность именно через деятельность с предметами. Поэтому грамотно организованный уголок экспериментирования в игровой комнате способствует развитию исследовательского типа мышления дошкольников и благоприятствует их успешному обучению в будущем.
Слайд 4. Цель создания уголка экспериментирования в старшей группе. Создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников, заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
Слайд 5. Задачи создания центра экспериментирования.
1. Расширение представлений у детей о свойствах объектов действительности и связях между ними.
2. Обучение самостоятельному планированию эксперимента : формулировка цели исследования, выдвижение гипотезы, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата.
3. Развитие речевых способностей.
4. Развитие логического мышления.
5. Обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стекла, микроскопов, песочных часов и др.).
6. Формирование навыка коллективной деятельности.
Слайд 6. Сроки реализации проекта. Проект рассчитан на 1 год, для воспитанников старшей группы.
Слайд 7. Формы работы.
1. Небольшими подгруппами с учетом уровня развития и подготовки детей.
2. Фронтальная.
3. Индивидуальная.
Слайд 8. Предполагаемые результаты работы с детьми 5 – 6 лет в центре экспериментирования.
1. Формирование и развитие коммуникативных навыков: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею.
2. Формирование и развитие манипулятивных навыков: координация движений, умение пользоваться инструментами, приборами и технологиями.
3. Формирование и развитие социальных навыков: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
Слайд 9. Требования к созданию центра экспериментирования в старшей группе.
1. Оптимальное расположение в помещении группы. В центре должно быть достаточное естественное освещение. Центр должен находиться в тихом месте группового помещения, чтобы подвижная активность не мешала занятиям в центре.
2. Доступность для воспитанников. Материалы и приборы располагаются на полках и в шкафчиках таким образом, чтобы дети могли легко их доставать и убирать на место.
3. Безопасность. В центре экспериментальной деятельности обязательно должны размещаться правила безопасного пользования мини-лабораторией. Во время знакомства детей с центром воспитатель должен вместе с детьми изучить правила безопасности.
Слайд 10. Паспорт центра экспериментирования для детей 5 – 6 лет.
При создании центра экспериментирования воспитатель обязательно должен оформить паспорт центра экспериментирования :
1. Название центра экспериментирования (например, «Хочу все знать!» или «Лаборатория профессора Знайки» и т. д).
2. Номер группы, название, возраст детей (например, группа 8 комбинированного вида для детей 5 – 6 лет).
3. Цели и задачи функционирования центра экспериментальной деятельности (см. слайды 4, 5).
4. Описание предметов мебели и их количество.
5. Описание материалов, инструментов, приборов, входящих в центр, их количество.
6. Дидактические материалы (атласы, схемы, плакаты, энциклопедии, журналы наблюдений, бланки фиксирования результатов).
7. Картотека опытов и экспериментов, возможных в условиях центра экспериментирования.
Слайд 11. В центре экспериментальной деятельности для детей 5 – 6 лет должны быть выделены:
1. Компонент дидактический.
2. Компонент оборудования.
3. Компонент стимулирующий.
Слайд 12. Дидактический компонент.
В дидактическом компоненте могут быть выделены следующие составляющие:
- Схемы, таблицы, плакаты, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- Серии картин с изображением природных сообществ;
- Книги познавательного характера, энциклопедии, атласы;
- Тематические альбомы;
- Коллекции;
- Мини-музеи на различную тематику.
Слайд 13. Компонент оборудования.
- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, шприцы без игл, резиновые груши и др. ;
- Сита, воронки;
- Половинки мыльниц, формы для льда;
- Приборы-помощники: увеличительные стекла, песочные часы, компасы, весы и др. ;
- Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки, салфетки, клеенки на стол.
Слайд 14. Компонент стимулирующий:
- Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва различных видов и др. ;
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, стекла (обычного и цветного) и др. ;
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и др. ;
- Разные виды бумаги: альбомная, копировальная, гофрированная, цветная, картон, наждачная, бархатная и др. ;
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, йод, бриллиантовый зеленый и др.);
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, перец, свечи и др.
Слайд 15. Фотография примерного центра экспериментирования в старшей группе для детей 5 – 6 лет.
Слайд 16. Спасибо за внимание!