Ирина Румянцева
Создание макета «Живой уголок леса» для центра познания и экспериментирования группы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической культуры у детей является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в ДОУ.
Цель экологического образования ДО– формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Темочки:
- Дикие животные леса. Макеты леса
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2017
Для успешной, систематизированной работы с детьми по формированию у них осознанно - правильного отношения к природе, развитию познавательного интереса к явлениям природы, желания практическими действиями сохранять все живое, необходимо продуманно использовать окружающую, и грамотно конструировать предметно – пространственную среду в группе.
Объекты предметно- развивающей среды группы оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность ребенка в том случае, если он сам принимает участие в ее создании, конструировании, когда содержание совместной деятельности с педагогом, является личностно значимым для ребенка, а средства доступными.
Одним из интереснейших объектов, с которым дети знакомятся с самого раннего детства, является экосистема – лес.
Знакомство детей с лесом происходит через обсуждение проблемных ситуаций, заполнение дневника наблюдений; чтение (восприятие) художественной литературы; коммуникативную деятельность (обсуждение с педагогом «лесных радостей», выслушивание «жалоб» леса и разгадывание его «тайн»); игровую и трудовую деятельность; продуктивную и двигательную деятельность.
Для пополнения центра природы группы, активизации познавательно – исследовательской деятельности детей, мною (вместе с детьми) был создан экологический макет «Живой уголок леса».
Целевое назначение макета – расширять и систематизировать представления детей об основной экосистеме, характерной для нашего края.
При использовании макета решаются следующие задачи:
- сформировать мотивы участия детей в создании макета и в предстоящей деятельности с ним;
- развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия;
- обогащать словарь детей;
- упражнять в умении фиксировать наблюдения с помощью схем и рисунков;
- воспитывать экологическое мировоззрение, сознание и культуру, познавательный интерес, желание сохранить лес и его обитателей.
Лес – живой организм. Он рождается, растет, размножается, дышит, говорит, радуется и огорчается, переживает и обижается, стареет и даже может умереть.
Начиная создавать макет, я рассказала детям, что эти маленькие деревья – ель и сосну, я принесла из леса с разрешения человека, отвечающего за данный участок леса.
Также, сразу обговорили с детьми главное правило – если мы увидим, что растения плохо приживаются, у ели и сосны начнут опадать иголки, мы тут же (учитывая погодные условия) высаживаем их на участок детского сада, создав наиболее благоприятные условия для их роста и развития.
Рассмотрев маленькие деревца из леса и другие растения, мы приступили к созданию макета, используя для этого специально купленный таз квадратной формы.
Для дренажа использовали шишки: еловые и сосновые.
Объяснила детям, что дренаж необходим растениям, выращиваемых в закрытом грунте для обеспечения доступа воздуха, наличия твердых частиц и вывода из почвы излишней жидкости (воды).
Для посадки ели и сосны использовали основной земельный ком,т. к. эта земля привычна для маленьких деревьев, а также, чтобы не повредить корневую систему растений.
Девочки смешали оставшуюся землю из леса с песком, и заполнили пустоты в емкости, между посаженными растениями.
Для реалистичного образа участка леса, мы посадили различные виды мха, кустик черники и брусники.
Вот так выглядит макет "Живой уголок леса".
Макет был помещен в групповой комнате - в центр познания и экспериментирования.
Прошло уже достаточно много времени, но наш эксперимент, с помещением хвойных деревьев из леса в другие условия, можно считать удачным. Ель и сосна, выглядя хорошо, с них не упала ни одна иголочка.
Единственное наше огорчение – немного завял мох, но мы продолжаем наши наблюдения и ждем наступления весны, надеясь, что после высадки в грунт на участке детского сада он оживет, и будет радовать нас своим многообразием.
Наличие макета в центре познания и экспериментирования позволяет разнообразить работу с детьми по экологическому воспитанию: более длительные наблюдения за ростом и развитием растений, ознакомление с разнообразием растений леса; включение познавательных ситуаций в организованную деятельность с детьми, расширение работы с календарем природы, формирование трудовых навыков по уходу за новыми растениями и т. д.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!