Ольга Иванова
Многофункциональные дидактические пособия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Многофункциональное дидактическое пособие
по ФЭМП «Числовое Облачко».
Автор: Иванова Ольга Викторовна, воспитатель старшей группы «Радуга»
Пояснительная записка.
Публикация «Многофункциональные дидактические пособия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2019
В дошкольном возрасте одна из важнейших задач воспитания - это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать.
Разрабатывая данное пособие, я старалась охватить все разделы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте. Широкое использование игровых заданий и упражнений данного пособия, представляются важным для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствованию познавательной деятельности, общего умственного развития. Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) «Числовое Облачко» предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности. Данное пособие будет полезно для детей старшего дошкольного возраста, педагогам и родителям.
Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Цель использования пособия «Числовое облачко» :
Развивать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине, ориентировке в пространстве, количеству и счету. Формировать зрительно-моторную координацию на основе действий.
Задачи:
1. Закреплять представления о форме, цвете, пространстве.
2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, находить число в ряду и соседние с ним числа;
3. Закреплять умение соотносить количество предметов с числом его обозначающим; сравнивать количество предметов, развивать пространственные понятия: слева, справа.
4. Закрепить знания о порядке расположения цветов радуги по цветовой гамме.
5. Формировать представления о составе числа (1-10); определять равное количество в группах, состоящих из одинаковых предметов. Правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп.
6. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры
(круг,овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция)
7. Развивать познавательную мотивацию.
Варианты использования дидактического пособия «Облачко» :
1 Дидактическое упражнение :«Божьи коровки».
Закреплять счёт в пределах 10; находить число в ряду и соседние с ним числа; закреплять умение соотносить количество предметов с числом его обозначающим; сравнивать количество предметов, развивать пространственные понятия: слева, справа. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Закреплять умение различать цвета.
Задания: Посчитай сколько точек у божьей коровки? Назови, какие ты видишь цифры? Прикрепи к цифре 5 такую божью коровку, у которой столько же точек. Сколько всего божьих коровок? Покажи божью коровку, которая находится слева или справа от заданного числа. Чем отличаются божьи коровки друг от друга, а чем похожи?
2 Дидактическое упражнение : «Тучка и Радуга».
Закрепить знания о порядке расположения цветов радуги по цветовой гамме. Совершенствовать координацию руки и глаза при нанизывании цветных бусин. Продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
Задания: Вспомни слова про радугу. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). В этой фразе подсказкой являются первые буквы каждого слова. Собери правильно по цвету радугу, нанизывая бусины на шнурок, затем пристегни его на пуговицу. Посчитай, сколько бусин красного цвета (синего, оранжевого и т. д.? Бусин какого цвета больше всего? Бусин какого цвета меньше всего? (Варьировать задания с количеством бус, определяя тем самым сравнение: больше, меньше, равно). Сколько всего цветов радуги? Найди и покажи цифру 7 на панно и т. д.
3 Дидактическое упражнение :«Тучка с капельками».
Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение группировать предметы по нескольким признакам. Формировать представления о составе числа (1-10); определять равное количество в группах, состоящих из одинаковых предметов. Правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп. Закреплять умение выполнять задания по образцу, используя рисунок-схему.
Задания: Тучка с секретом. Расстегни замочек на тучке и посмотри, что находится внутри? (капельки дождя с составом числа от 1 до 10 и цифры). Ребёнку предлагается разобрать любое число, от 1 до 10 по составу. Собери капельки дождя в длинную дорожку, пристегивая капельки, друг к другу, с помощью липучек. Собери дорожки из капелек по образцу-схеме.
4 Дидактическое упражнение : «Бабочки».
Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, трапеция). Развивать умение сравнивать фигуры по цвету, форме.
Задания: Назови, какие геометрические фигуры ты видишь? Внимательно посмотри на бабочек. Назови, какие геометрические фигуры ты видишь на крылышках бабочек? Посади бабочку на такую же геометрическую фигуру, которая изображена на крылышках бабочки. Посчитай бабочек. Назови цвета геометрических фигур, сколько углов и сторон у каждой фигуры.
5 Дидактическое упражнение :«Солнышко».
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Способствовать формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Формировать желание действовать с разнообразными предметами. Вызывать эмоционально-положительный отклик на игровые действия.
Задания: Посмотри на солнышко. Какого оно цвета? Какой формы? Прикрепи лучики (прищепки) к солнышку, располагая их по кругу. Чем отличаются лучики друг от друга? Чем похожи? Сколько всего лучиков (10? Сколько длинных, сколько коротких? Каких лучиков больше, каких меньше?
Давай поиграем. Посчитай сколько точек вот у этой божьей коровки? (5, 6 и т. д.). Прикрепи столько же прищепок к солнышку сколько точек на спинке у этой божьей коровки.
Данное пособие является многофункциональным и в дальнейшем, его можно будет дополнять другими съемными предметами, картинками-изображениями разными по форме, цвету, величине, придумывая разнообразный комплекс игровых заданий и упражнений для уточнения и закрепления математических представлений у детей дошкольного возраста по всем разделам программы ФЭМП.
Многофункциональное дидактическое пособие по ФЭМП «Математический уникуб»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию пособие по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Математический уникуб». Уникуб, потому что возможно реализовывать задачи многих разделов математики : «количество и счёт», «ориентировка во времени», «форма» и «ориентировка в пространстве», «ориентировка на плоскости»
Уникуб представляет собой полый куб из 6 сторон. Каждая сторона уникуба – это дидактическая игра по одному из разделов математики.
Цель уникуба : Способствовать познавательно-математическому развитию детей.
Игра №1. «Посчитайка – уравняйка»
Задачи: упражнять в умении сравнивать две равные и неравные группы предметов способами приложения и наложения, пользоваться словами по много,поровну,столько-сколько,бо льше-меньше, упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 10. Решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10. Игра сделана в виде трёх прозрачных карманов, прикреплённых к боковой стороне куба. Два верхних кармана для выкладывания картинок, а третий нижний для решения примеров на основе сравнения. Все картинки предметные, их много и для мальчиков (военные, машинки, самолёты и т. д., и для девочек (куклы, цветы, бабочки и т. д.).
Игра №2 «Геоборд» (фигуры из резиночек)
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат. Развивать умение работать по схеме, а также развивать мелкую моторику, логику, мышление, воображение. На боковой стороне куба в несколько рядов набиты канцелярские иголки с разноцветными шляпками. Ребёнку предлагается корзинка с разноцветными резиночками, карточка с образцом и задание сделать картинку из резинок (например ёлочку или бантик, буквы, цифры и т. д.)
Игра №3 «Времена года»
Задачи: закрепить представление детей о характерных особенностях разных времён года; названий месяцев, их последовательности и принадлежности к определённому времени года.
Игра оформлена на боковой стороне куба в виде круглого,игрового поля, разделённого на сектора. Детям с помощью стрелки предлагается определить время года, назвать правильно месяц и описать какие явления происходят в этом времени года.
Игра №4 «Карусель»
Задачи: закреплять пространственные представления (вверху, внизу, справа, слева).
Игра расположена на верхней горизонтальной стороне куба. Оформлена в виде карусели с посадочными местами для персонажей (дикие и домашние животные). Ребё нку предлагается выполнить задание: покатать зверей на карусели, правильно их рассадив (например белку – слева, собачку наверху и т. д.) или разместить как хочет ребёнок, но потом рассказать кого и где он разместил.
Игра №5 «Неделька»
Задачи: Закреплять умение последовательно назвать дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Игра представлена в виде паровозика, где ребёнок отмечает какой день сейчас, какой был и какой будет, а также соотносит цвет каждого вагончика с днём недели.
Игра № 6 «Угадай фигуру на ощупь»
Задачи: упражнять в умении правильно называть и угадывать геометрические фигуры на ощупь (с закрытыми глазами) геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция.